Воздух Читы будут очищать троллейбусами
Чита – лидер по России! Наш город на первом месте! Правда, по загрязнению воздуха, но тем не менее. Читинский воздух настолько грязный, что сам президент России поручил его очистить! Как мы помним, в мае 2018 года Владимир Путин подписал новый «майский» указ, который уже прозвали «суперуказом». Очень большое внимание в нём уделено экологии. И прямо прописано – до 2024 года снизить загрязнённость воздуха в Чите на 20%.
Прошло полгода, и можно оценить, что делают забайкальские власти, чтобы решить поставленную президентом задачу. В ближайшие 6 лет регион получит 10 млрд рублей из федерального бюджета на мероприятия по снижению выбросов в атмосферу. Забайкальский край участвует в федеральном проекте «Чистый воздух» в рамках национального проекта «Экология». На что потратят эти деньги?
Две развязки и троллейбусы на КСК
В Чите построят две транспортные развязки: на перекрёстке улиц Лазо – Ярославского и на пересечении ул. Богомягкова – обход Читы. Кроме того, наконец-то исполнится одно из самых грандиозных обещаний читинских чиновников, которое уже передаётся по наследству: будут проложены троллейбусные линии в отдалённые районы города – КСК и Каштак. На троллейбусы из 10 млрд потратят 3 млрд рублей, закупив 70 единиц экологически чистого транспорта. Уже получено устное одобрение в Минприроды России на выделение средств. Но какое отношение это всё имеет к улучшению качества воздуха?
– Читагражданпроект нам сделал некоторые расчёты, показавшие, что по одной развязке снижение загрязнения будет в 10 раз, по второй – в три раза, – сказала замминистра природных ресурсов Забайкальского края Елена Филиппова. – Профессора ЗабГУ также предоставили свои исследования, которые тоже указывают на то, что эти мероприятия позволят снизить уровень загрязнения, так как основной загрязнитель по бензопирену – грузовой транспорт.
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) усомнились в предложенных мерах. По мнению некоторых, краевые власти решили за счёт экологической программы справиться с насущными проблемами города. Но будет ли достигнута цель самой программы? Как выяснилось 7 ноября на «круглом столе» в региональном штабе ОНФ, органы власти предложили мероприятия по снижению загрязнённости воздуха, не узнав достоверно, что является основным загрязнителем.
– У нас сейчас прорабатывается вопрос по двум развязкам. Безусловно, они нужны. Если это попадёт в программу, то Минтер реализует данные мероприятия. Но как это повлияет на снижение выбросов, я сказать не могу, – признался замминистра территориального развития края Константин Суздальницкий, оговорившись, что в вопросах экологии он не силён и отвечает только за реализацию. – По приобретению троллейбусов – всем понятно, что один троллейбус заменяет шесть маршруток. Если мы запустим на КСК 40 троллейбусов, мы уберём 240 автомобилей с улиц Читы. Какие цифры это даст в итоге, я не знаю. Но то, что разгрузится дорога и решится транспортная проблема удалённого района – это совершенно точно.
Впрочем, Елена Филиппова тоже заявила, что точных данных по «вкладу» автомобилей в загрязнение воздуха в Чите нет.
– К сожалению, выброс от транспорта оценить в полном объёме мы не можем, потому что пользуемся данными Росстата. То есть, предоставляют данные те организации, которые отчитываются. А такого мониторинга, такого исследования по оценке выбросов автотранспорта не велось. Но мы-то попали (в число самых загрязнённых городов – ред.) по превышению бензопирена. В девять раз превышены предельно допустимые концентрации, когда устанавливается антициклон. А это транспорт, – сказала Филиппова.
Критика общественников
Конечно, не только троллейбусы и транспортные развязки предложило Минприроды для «очистки» воздуха в краевом центре. Ещё одна мера – закрытие около 20 котельных. На ликвидацию котельных потратят почти 2,5 млрд рублей. Были озвучены и другие меры, косвенно влияющие на достижение цели: разработка интерактивной карты загрязнения воздуха в Чите (надо 5 млн рублей), приобретение передвижной лаборатории для измерения уровня загрязнения, установка стационарного поста для контроля загрязнения на КСК (20 млн рублей) и озеленение города. Последнее, по словам замминистра Филипповой, не согласовали в Москве из-за неэффективности данной меры.
Как в Чите измеряется загрязнённость воздуха объяснила на совещании в штабе ОНФ начальник Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды «Забайкальского управления по гидрометеорологии» Ольга Дубровская. В городе установлены пять стационарных станций по измерению загрязнения. Они находятся по адресам: ул.Чкалова, 148, ул.Набережная, 66, ул. Лазо (автоматическая станция), ул.Красной звезды (автоматическая станция) и переулок Октябрьский возле оз.Кенон. Уровень загрязнения бензопиреном определяется на трёх станциях. Так, в Центральном районе на ул.Чкалова показатели по бензопирену «самые низкие», но при этом в несколько раз превышающие ПДК. На ул. Лазо зимой концентрации бензопирена самые большие – до 35 ПДК, а возле озера Кенон – до 23 ПДК. В 2017 году была максимальная концентрация на ул. Лазо – около 50 ПДК. Летом же таких уровней загрязнения нет, превышений ПДК не регистрируется. По словам Ольги Дубровской, это особенности Читы – рельефные и климатические, в итоге – наибольшее загрязнение воздуха отмечается зимой.
Интересно, что в указе президента Читу причислили к «крупным промышленным центрам». Однако все участники «круглого стола» в ОНФ признали, что в городе промышленности нет. Так что же тогда является основным источником загрязнения воздуха? Какой «вклад» вносят автомобили, котельные и трубы частных домов?
– Чтобы знать точные цифры мы и запланировали, что нам нужно разработать сводные расчёты допустимого негативного воздействия на окружающую среду. Мы включили это мероприятие, на него есть определённое финансирование. После реализации будем знать всё конкретно, – пояснила Филиппова.
Позиция, видимо, такая – сначала потратить 10 млрд рублей, а только потом узнать, что же было главной причиной проблемы. Вице-президент Союза «Забайкальская Торгово-промышленная палата» Вячеслав Погонышев согласился с экспертами ОНФ, что мероприятия для программы по снижению уровня загрязнения воздуха выбраны не совсем обоснованно.
– Цифр названо по факту не было. Данных от пяти станций, которые сейчас «мониторят» город, недостаточно, чтобы сказать, частный сектор, транспорт, ТГК-14 либо котельные загрязняют воздух. Я предприниматель, любое вложение денег начинается с аналитики. Если нет анализа, то о какой программе может быть речь? Мы сейчас «пальцем в небо» тыкаем, а потом в 2024 году будет сказано: «Простите, так получилось». И ни один чиновник, ни один исполнитель этой программы потом отвечать за это не будет. Поэтому я предлагаю и настаиваю, чтобы мониторинг изначально был сделан, а потом уже были приняты какие-то решения, – сказал Погонышев.
Но представители органов власти ответили, что времени на проведение исследований просто нет. Замминистра Елена Филиппова также рассказала, что сейчас Минприроды ориентируется на информацию, которую предоставляет Росприроднадзор. Но сотрудник этого ведомства парировала – у них есть только «общая информация». «У Росприроднадзора тоже точных цифр нет, – пояснила она. – Чита не является крупным промышленным центром, как было озвучено в указе. Первоначально, когда нам в двухдневный срок нужно было подготовить этот план, стоял упор именно на промышленные предприятия, которых в Чите нет. Поэтому у нас остались теплоэнергетика, транспорт и мероприятия по мониторингу и по озеленению».
– Вообще очень странно, что мы даже не знаем, что нас загрязняет, – задался вопросом член регионального штаба ОНФ Анатолий Старостин. – И мы будем разбираться потом. Но сегодня структуры, которые есть, должны это всё знать как «Отче наш».
Другой эксперт ОНФ Виктор Дибирдеев пришёл к выводу, что основные загрязнители воздуха – это автотранспорт и частный сектор. В Чите насчитывается 10 тысяч частных домов и 143 тысячи автомобилей. Но реальных мер по этим двум «загрязнителям» власти не предложили.
– Каждый день 10 тысяч труб частного сектора в Чите дымят в воздух. Если мы не будем думать, как решить вопрос экологического вида топлива, мы этим загубим всю идею сохранения чистого воздуха. Сегодня они являются вторыми по значимости загрязнителями воздуха. А может и первыми, потому что никто же не обследовал, и никто не знает, насколько уровень загрязнения воздуха от частных домовладений в Чите является опасным. Поэтому я думаю, что нужно ещё подумать и предложить варианты мероприятий в программу, – сказал Дибирдеев.
По его мнению, нельзя отказываться и от идеи газификации частного сектора. Однако представитель Минтерразвития напомнил, что Забайкалье недостаточно снабжается газом. В этом году были проблемы с газоснабжением региона.
Мнение учёных
Начальник центра по инновационной деятельности Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН Игорь Тепляков согласился, что строительство развязок, – это больше вклад в развитие транспортной инфраструктуры, чем в экологию. А замена маршруток троллейбусами – «капля в море». «Мы делаем дорогие вещи, а вклад в экологию будет минимальный», – отметил он.
Алтайские учёные, по словам Теплякова, провели исследования и выявили закономерность – уровень заболеваемости ОРВИ детей до 1 года совпадает с районами, где повышенное загрязнение воздуха.
– Очень хотелось бы, чтобы подобные исследования до начала работ по национальному проекту были проведены и в Чите. Если мы хотим реально добиться улучшения качества жизни горожан, то должны фиксировать зоны с наибольшим загрязнением, и как эти зоны влияют на здоровье людей, – сказал ученый.
Он считает, что поставленная президентом задача может быть выполнена. Но нужно обратить внимание и на частный сектор, и на транспорт, и на котельные.
– Появляется одна маленькая котельная в потенциально экологически чистом районе, и она просто портит воздух, за ночь может загрязнить весь район на несколько дней. СТО топят старыми покрышками ночью, и район становится невозможным для проживания, – поделился своим мнением Тепляков.
По его мнению, зимой нужно принимать «чрезвычайные меры» по регулированию движения транспорта в городе и по работе котельных:
– Я бы хотел обратить внимание предпринимателей Забайкальского края на возможности, которые даёт указ президента. Нужно ставить современные котельные, работающие, в том числе, на отходах производства. Здесь возникают огромные возможности для нашего местного бизнеса, потому что мы можем загрузить работой очень много людей, очень много предприятий. На самом деле, механизмов заставить людей переходить на прогрессивные способы производства тепла и электроэнергии на сегодняшний день очень много, хотелось бы, чтобы они заработали.
На вопрос, – а что делать с частным сектором? – Игорь Тепляков ответил, что подобной практики по России не встречал, но «нужно пробовать». Учёный считает, что здесь надо просто «разговаривать с людьми».
Какие ещё есть предложения?
Организация транспортных потоков в Чите, запрет на сквозное движение грузовиков, техосмотр автомобилей и контроль качества топлива, – это, по мнению эксперта ОНФ Анатолия Старостина, те меры, которые будут эффективными в борьбе за чистый воздух, и не потребуют дополнительных затрат. Виктор Дибирдеев озвучил ещё более кардинальный метод: «В Китае ограничивают движение транспорта в городе, когда устанавливается антициклон».
Самое «дорогое» предложение высказал, пожалуй, представитель ТГК-14 Павел Молибог. По его словам, в Чите нужно строить новую ТЭЦ, чтобы применять на ней современные технологии очистки. На ТЭЦ-1 подобные технологии применить невозможно. «Но это уже другие затраты, это не 10 млрд рублей», – отметил Молибог.
Модератор встречи Виктор Дибирдеев предложил также провести общественное обсуждение плана по снижению загрязнения воздуха. Кроме того, он считает, что в Чите нужно увеличивать количество станций наблюдения за уровнем загрязнения, так как город очень «разбросан».
- Наблюдение должно проводиться более конкретно, мы должны на карте чётко видеть, где загрязнение больше. Каждый район имеет свои особенности, – сказал Дибирдеев. – И от газа отказываться не надо. Газ должен прийти в быт населения.
Он очень удачно резюмировал итоги встречи. Эти слова хорошо объясняют чаяния чиновников: «Мне кажется, когда мы говорим о программе, мы не должны говорить, как использовать деньги. Мы должны думать, как сделать воздух в Чите чище, какие мероприятия выполнять. А если ставить во главу угла, что мы должны как-то освоить деньги, то это будет самообман, потому что пройдёт время, и к 2024 году загрязнённость окажется такая же, как и сегодня. Программа будет не выполнена, даже в случае достижения всех финансовых результатов. Главный вопрос – добиться чистоты города, а не просто освоить деньги!».