Конец истории Рокки Бальбоа и реванш Ивана Драго
Восьмой фильм самой известной боксёрской франшизы ждали многие. И он вышел вполне удачным, заслуживающим просмотра. Но не факт, что именно в кинотеатре.
Спортивные драмы – особый жанр кинематографа. Подобно тому, как в спортивной журналистике, в отличие от любой другой, клише и штампы не считаются чем-то зазорным и недопустимым, кинокартины о судьбах спортсменов также имеют привилегию на предсказуемый сюжет и избитые образы персонажей. Всё потому, что истинные болельщики умеют оценить традиционно поданную классику, разыгранную по всем правилам. Спорт – это, вообще, такая область, где узнаваемость и предсказуемость – это, скорее, достоинство. Благодаря простым законам и понятным условностям, спорт помогает болельщику отвлечься и немного отдохнуть от сложностей нашей запутанной повседневной жизни. Хотя, с точки зрения искусства, на пользу фильму такая простота идёт далеко не всегда. Как и в случае с журналистикой. Уж поверьте, я немного разбираюсь.
Принципиальным отличием второй части «Крида» от первой стал возврат к шаблонам и штампам. Не исключено, что болельщики, особенно юные, воспримут это с воодушевлением. Иногда (особенно, если тебе мало лет), так хочется чётко и сразу понимать кто хороший, кто плохой, и не рефлексировать по поводу наличия каких-то глубоких мотивов у персонажей. Также, согласно клише, максимально простым должно быть объяснение успеха героя: сначала он переоценил свои силы и в критический момент растерялся, позволив коварному сопернику взять верх, но затем сделал выводы, упорно потренировался, услышал духоподъёмные слова тренера и взял убедительный реванш.
Подобный рецепт победы, простой как два пальца, сложенные в знак «Виктория», выглядел бы глупым и вульгарным, если бы не работал. Как ни странно, в реальной жизни, как правило, примерно так и случается… По крайней мере, с победителями. Про судьбу проигравших фильмы обычно и не снимают. А потому заблуждение, называемое «систематической ошибкой выжившего», столь устойчиво. Погуглите на досуге о чём речь, может оказаться полезным. Как бы там ни было, а спрос на классические, древние как мир, сюжеты о победителях всегда был и будет высок.
Вот только предыдущий фильм «Крид: Наследие Рокки» вышел совершенно не таким. Там главный герой в конце, если помните, победу не одержал. И, быть может, в том числе поэтому картина имела успех. При бюджете 35 миллионов долларов, она собрала в прокате более 173, то есть окупилась в 2,5 раза. А ведь могла и вовсе не увидеть свет. Сильвестр Сталлоне категорически отказывался сниматься. Ещё в 2006-2007 годах он завершил истории двух своих главных персонажей в фильмах «Рокки Бальбоа» и «Джон Рэмбо», для которых лично написал сценарии и которые сам режиссировал. Вышло, надо признать, вполне достойно. Однако затем откуда-то взялся молодой темнокожий режиссёр Райан Куглер, принявшийся неотступно преследовать Слая со своим уже готовым сценарием и с уговорами продолжить историю боксёра из Филадельфии. Несколько лет потребовалось, чтобы Сталлоне сдался, и в 2015-ом «Крид» всё-таки вышел на экраны.
Это был второй большой фильм Куглера. За первый – инди-драму «Станция «Фрутвейл», где главную роль также сыграл Майкл Б. Джордан, 26-летний режиссёр получил «золотую ветвь» Каннского кинофестиваля в конкурсе «Особый взгляд». А история Рокки-тренера принесла Сталлоне награду «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана. Это ещё раз доказывает, что у Слая никогда не было чутья на перспективные фильмы (не секрет, что он отказался сниматься в «Криминальном чтиве», предпочтя х/ф «Судья Дредд», и Тарантино отдал роль Брюсу Уиллису). В свою очередь Райана Куглера, после этого успеха, заманили в киновселенную Марвелл снимать «Чёрную пантеру», с чем он не менее успешно справился вновь не без помощи Майкла Б. Джордана. Теперь на счету режиссёра три фильма в трёх различных жанрах, которые можно засчитать как три победы нокаутом. Выдающаяся статистика.
Увы, продолжение истории Аполло Крида снимал уже другой режиссёр. Также малоизвестный, но куда менее талантливый Стивен Кейпл-младший. Не сказать, чтобы он совсем уж загубил франшизу. Скорее, он вернул её в прежнее, довольно заурядное русло. Массу необычных находок, которые использовал Куглер, в сиквеле мы не видим. Лично мне сильно не хватило завораживающей, очень реалистичной съёмки сцен боя одним сплошным планом. Клиповая нарезка, ритмически акцентированная музыкой, смотрится динамично, но чересчур искусственно. Есть сокрушительные удары, но нет рисунка боя, есть агрессия, но нет саспенса. Стильного пафоса стало сильно больше, живого бокса – сильно меньше.
Зато над сценарием снова поработал Сталлоне. И он не стал мелочиться – вернул на экран главного антагониста вселенной Рокки – русского боксёра Ивана Драго. Одно только это гарантировало картине кассовый успех. На Западе фильм вышел два месяца назад и уже принёс очень неплохую прибыль. Кому же не захочется вновь увидеть столь эпичное противостояние? Понятно, что это уже не противостояние Рокки, которому за 70 и героя Дольфа Лундгена, которому за 60, а поединок нового поколения боксёров.
Напомню, что в запрещённом у нас за антисоветчину четвёртом фильме, вышедшем в 1985 году, Иван Драго, в выставочном бою, безжалостно избивает отца Адониса – Аполло Крида, и тот умирает прямо в ринге на руках Рокки, который затем едет в СССР и воздаёт гиганту Драго по заслугам. Теперь мы узнаём, что дальнейшая судьба капитана советской армии сложилась незавидно. Его жизнь разваливается, от него отворачиваются все, включая жену Людмилу, которая бросает их с маленьким сыном Виктором и уходит к какому-то партработнику. Во всём этом, а заодно и в развале СССР, не слишком умный Драго винит, естественно, лично Рокки Бальбоа. Все последующие годы он, всеми забытый, прозябает где-то на Украине и вынашивает свою ненависть.
Как и следовало ожидать, русские в фильме представлены максимально злобными и тупыми. Схожий образ был в 80-е, в том числе в «Рокки-IV», но тогда это откровенно отдавало клюквой. В последнее же время тупость и злобность русских изображается в американском кинематографе куда менее неоднозначно. Если в «красных воробьях» и «взрывных блондинках» ещё можно углядеть набор штампов (медведи-водка-балалайка), вызывающих иронию, то чем дальше в лес, тем русские в голливудском ширпотребе всё более тупые и злобные.
Виктора Драго играет профессиональный боксёр Флориан Мунтяну. Одно слово – румын. Здоровенный амбал, которому на весь фильм выделили всего пару реплик. Но это едва ли не самые драматичные моменты сценария. Воспитанный отцом, умеющим лишь жестоко избивать соперников, он покорно следует плану родителя. Вроде как, если он выиграет главный бой, то всё хорошее вернётся. В том числе надменная мать. Но, чтобы понять беспочвенность ожиданий, достаточно взглянуть на Людмилу, которую всё также играет блондинка Бриджит Нильсен – бывшая жена Сталлоне, памятная по роли «Рыжей Сони». Время и пластические хирурги оказались к актрисе немилосердны. Извините за прямоту, но выглядит она отталкивающе как трансвестит. Пожалуй, её внешность – это кульминация всей русофобии фильма.
Однако драмы семейства Драго – не единственная эмоциональная составляющая картины. В прошлой серии Адонис Крид предстал перед нами этаким везунчиком, который, несмотря на сложное детство, оказался неплохо пристроен, получил образование, по самоучителю поднаторел в боксе, заполучил в тренеры легендарного чемпиона мира и одержал массу побед, достойно (раздельным решением судей) уступив в титульном бою. А всё потому, что у парня было кредо. Название фильма – Creed – можно понимать не только как фамилию. Адонису важно было доказать окружающим и себе, что он – не ошибка отца, которого никогда не видел. Даже будучи незаконнорожденным, он по праву является наследником чемпиона.
В первом фильме у старика Рокки обнаружили рак, который он отказывался лечить, а у девушки Адониса – профессиональной певицы – прогрессирует глухота. Всё это также повлияло на парня и ощутимо изменило его самого. Такое ещё называют «дугой характера персонажа». За преображением героя действительно интересно следить. В итоге, даже не одержав спортивную победу, Адонис обретает себя и понимает ради чего выходит на ринг. Вот только в новом фильме это его понимание опять куда-то испаряется. И вся мотивирующая байда начинается заново.
В преддверие и по ходу длинного решающего боя Рокки не раз с чувством заявляет своему подопечному: «Ты знаешь, за что бьёшься!» По большому счёту, к этому и сводятся все мотивирующие аргументы тренера. Однако толком донести до зрителей о чём речь – так и не вышло. Было бы логично предположить, что Адонис бьётся с плохими русскими за престиж США. Но это не так. Явного патриотического пафоса, в отличие от фильма 1985 года, на экране нет. Считать этот бой местью за смерть отца не менее странно: младший Драго к этой смерти никак не причастен. Нет у Адониса никакой идеологии или религии, которую бы он в этом бою отстаивал. Ну, знаете, когда на церемонии «Оскара» говорят: «Спасибо Богу, папе, маме и моей любимой собачке…» Единственное, что более-менее очевидно – Донни сражается со своим страхом и ощущением собственной неполноценности. Вроде как, он не верит, что по праву носит титул чемпиона WBC и сначала боится грозного соперника, но потом побеждает этот страх. Увы, всё это как-то слишком эгоистично и мелко. Впрочем, возможно я что-то недопонял.
Сквозь сюжет проходит нарочитый образ – уличный фонарь у дома Рокки, который давно не горит. Чтобы его починили, достаточно позвонить в коммунальные службы, но персонаж Сталлоне который год лишь сетует на бездействие муниципальных властей. Прежде всего, это метафора жизни самого старого боксёра, который не может наладить отношения с сыном и внуком. Однако тут и иной посыл. Дескать, иногда существует очень простое решение и его достаточно принять. Вероятно, именно так – правильно принятым решением объясняется и излечение Рокки от лимфомы. Когда, в ходе промоушна фильма, Слай многократно заявлял, что это его последнее участие во франшизе, многие решили, что персонаж Бальбоа всё же умрёт от рака. Извините за спойлер, но старикан жив и вполне себе бодрячком для таких лет. Более того, в нынешнем году нам обещают «Рэмбо-5: Последняя кровь». И, не знаю как вы, а я снова планирую сходить на премьеру.
Подобные фильмы интересны ещё и тем, что в них всегда масса знакомых лиц. В прошлом «Криде» продюсерам удалось затащить на экран возможно лучшего боксёра современности Андре Уорда - на тот момент действующего абсолютного чемпиона мира. Его персонаж «Каскадёр» Уиллер тогда в несколько ударов надрал зад выскочке Адонису. Однако представить себе не могу как Андре Уорд, пусть даже после завершения своей блистательной карьеры (0 поражений и 32 победы, из которых 16 нокаутом), согласился не просто вновь вернуться к роли Уиллера, но и проиграть?! Непобедимого в жизни боксёра, признанного лучшим вне весовых категорий, на экране отправляют в технический нокаут чуть не в первом раунде. Только ради этого – лежащего на полу Уорда – стоит посмотреть «Крида-2». Кроме того, можно углядеть мимолётные камео Эвандера Холифилда, Роя Джонса и Шугара Рэя Леонарда. Хотя бы их не нокаутируют – и за то спасибо.
Идти на фильм или нет – решать вам. По большому счёту, такое без проблем смотрится на домашнем маленьком экране. Хвалебных отзывов в интернетах отыщется масса, но это всё первые впечатления. Поверьте, пройдёт время и фильм забудется, как большинство рядовых спортивных драм. А вот предыдущая часть, снятая Кугаром, ещё долго будет оставаться одной из ярких страниц жанра. Там была страсть, а здесь только эмоции. Фонарь отремонтировали, он светит, но не греет.
Владимир Свечников
Расписание сеансов в читинских кинотеатрах смотрите в Афише Заб.ру
Использованы скриншоты с официального трейлера фильма

Читинцы жалуются на обслуживание управляющей компании

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Пьяный водитель врезался в дерево на Агинском тракте

Грязь и лужи больше всего не радуют забайкальцев весной

Набережная Читы как решение городских проблем
