Системная неразбериха

Политика, 13:20, 22 февраля 2019

Президент в своём Послании Федеральному собранию поставил чёткие задачи по выполнению национальных проектов и обязал регионы на своём уровне решать их быстро, поскольку времени на раскачку нет. Но для этого регионам надо иметь чёткие, хорошо просчитанные ориентиры. А есть ли они у нас?

Ориентиры дезориентируют

Кроме того, президент в Послании говорил и о необходимости ревизии устаревших законов и инструкций, что очевидно. Но у нас в регионе, как представляется, необходимо провести ещё одну очень важную ревизию: принятых ранее многочисленных стратегий и программ социально-экономического развития Забайкальского края. Сегодня они как бы действующие, никем не отменённые, но ничего, кроме путаницы и неразберихи в развитие края не вносят.

Вот президент поднимает важнейшую тему борьбы с бедностью, говорит о том, что решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением этого явления. Сейчас в стране около 19 миллионов бедных граждан и это слишком много. Надо, указывает он, сосредоточить на этом наше внимание, поскольку решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности.

Нельзя сказать, что в наших региональных стратегиях и программах этот вопрос обойдён. Нет, проблемы борьбы с бедностью в них отражены. Но давайте посмотрим – как и на какие показатели они ориентируют забайкальцев.

Надо заметить, что в последние годы принимаем стратегии и программы социально-экономического развития, словно печём пирожки. Испекли, угостили население и… забыли. И, как говорит наш министр экономического развития Сергей Новиченко, «Забайкалье ищет свой путь развития», для чего обращаемся за помощью к населению – и при формировании стратегии развития региона при губернаторе Ильковском, и при составлении проекта Комплексного (президентского) плана при Ждановой. Хотя, думается, вряд ли простой человек будет всегда мыслить стратегически и самостоятельно нарисует «Город солнца» на просторах Забайкалья. Но свои житейские проблемы высказывает весьма активно: говорит и про набившее оскомину дряхлеющее ЖКХ, и про галопирующие тарифы на электроэнергию и тепло, и про плохие дороги, и про разрушенное здравоохранение, и про очереди в детские сады, и про задержку зарплат медикам и учителям… Он, народ, как выразился президент в Послании не хочет ждать светлого будущего «при коммунизме», он сегодня жить хочет достойно.

А ведь и в программах социально-экономического развития Забайкальского края до 2020, 2025, Стратегии до 2030 года, в целевых региональных программах по разным направлениям социальной и экономической жизни края много раз были отражены сегодняшние вышеизложенные проблемы и, как программировалось, должны быть уже в основном решены. Заглянем в программу ближайшей перспективы - социально-экономического развития до 2020 года, принятой ещё 15 лет назад. Там, в частности, намечены впечатляющие итоги. Ежегодный рост реальных доходов населения должен составить не менее 7-8%, уровень бедности должен снизиться до 13-15%. К 2015 году уже должна была преодолена тенденция сокращения численности населения. Валовой региональный продукт на рубеже 2015-2020 годов должен был увеличиться не менее чем в 2 раза, рост реальной заработной платы - в 1,5 раза, обеспеченность жильём (в среднем на одного жителя) - 20,1 кв. м. общей площади, инфраструктурная обеспеченность социальной сферы - не ниже нормативной.

А сколько там говорится о необходимости структурных изменений в экономике! Определены параметры повышения эффективности отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы, увеличения доли перерабатывающих производств, опережающем выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Есть горизонты повышения конкурентоспособности экономики края на основе технического и технологического перевооружений производства, создание благоприятного инвестиционного климата и принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики. Не забыты и развитие кадрового потенциала, и малое предпринимательство, рыночная инфраструктура. Таким образом, планировалось, что уже к 2020 году край покинет ряды дотационных регионов России.

Что мы имеем на самом деле? Край по-прежнему не может не может выйти из разряда одного из самых дотационных в РФ, его государственный долг составляет более 27,5 миллиарда рублей, количество бедных в регионе не сокращается, зарплаты бюджетникам нередко задерживаются, множество других социальных проблем.

Сбережение с потолка…

Влияет ли это на численность населения в крае – или, как сказал президент в своём Послании, на сбережение народа? Безусловно, влияет. Но и здесь в разных стратегиях и программах ориентиры даны как бы «с потолка», как продукт кабинетных изысканий чиновников. Так, например, в Стратегии до 2025 года записан ориентир: сократить удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 21% в 2010 году и до 8,1% в 2025 году. А в Стратегии до 2030 года говорится: добиться уменьшения доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 18,8% в 2012 году до 10,1 % в 2030 году.

Ну, во-первых, какой смысл в народной стратегической программе отменять прежний, более оптимистичный вариант и снижать его на 2%? А, во-вторых, что же это за амбициозная Стратегия такая (об амбициозности её немало говорили авторы), если к 2030 году планируется «добиться» того, чтобы у нас население на 10 с лишним процентов всё ещё проживало за чертой бедности? По здравому смыслу, о такой категории людей к 30-му году и думать надо забыть.

Или вот возьмите численность населения края. В Стратегии до 2025 года поставлена задача - достичь к этому периоду 1 млн 125,4 тыс человек. В общем-то, учитывая нынешние 1 млн 70 тыс – совсем немного. А в проекте до 2030 года данные цифры вообще не названы, там лишь общее замечание: «Должен быть обеспечен стабильный рост численности населения края через создание условий для жизни и работы, в том числе за счет миграционного прироста». Вопрос: о каком конкретно миграционном приросте идёт речь? Пока мы имеем ежегодные миграционные потери – до 10-15 тысяч человек. Жаль, что в этой Стратегии не названа цифра постоянного населения, к которой край должен стремиться к 2030 году. Я нашёл данные в другом документе: «Основные показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года». Так вот, там планируется в 2030 году добиться… 97,3% к численности населения края 2010 года.

И таких несостыковок, а порой и откровенных фантазий авторов подобных документов множество. В общем, вполне очевидно, что на фоне новых задач, которые диктует нам вхождение в ДФО, выполнения национальных программ, в которых Забайкальский край принимает участие, надо прекратить всю эту неразбериху. Нужна серьёзная ревизия всех предыдущих стратегий и программ, которых наплодили большое количество и которые сегодня не ориентируют на выполнение задач, а, скорее, дезориентируют.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности