Блогер-урбанист Варламов «жжёт» в Чите - онлайн ZAB.RU
Известный блогер Илья Варламов прилетел в Читу, чтобы вновь сказать, что из нее надо валить? Вечером 1 апреля он встретился с любопытными и инициативными забайкальцами, чтобы поговорить на свою любимую тему - о городской среде. ZAB.RU предлагает текстовую трансляцию со встречи с популярным блогером.
Кто такой Илья Варламов? Это общественный деятель, журналист и предприниматель, автор блога и видеоблога. Известен своими фоторепортажами с акций политической оппозиции в России и на Украине и материалами о городской среде в российских городах. В социальной сети Instagram у Варламова 266 тысяч подписчиков.
21:20 Про совет «бежать из города»:
— Это после прочтения статьи про вашего городского архитектора, про деревья и застройку. Это был кликбейтный заголовок в ЖЖ, но того, кто решил вырубить все деревья в городе, надо гнать поганой метлой. Сегодня возвращаться в Читу не хочется, и бежать или не бежать — ваше дело. Когда я сюда вернусь, не берусь предполагать. Высказывания ваших чиновников вызывают опасения.
Варламов призвал, как минимум, уволить главного архитектора города Александра Михайлова:
21:17 Про туризм в Забайкалье:
— Он недоступен. У вас есть прекрасные Чарские пески, но туда же не добраться. Были бы мы в Америке, тут бы по три рейса в день ходило.
21:13 Про политику и Осипова:
— У вас нет выборов мэра, потому что вы на них раньше не ходили. Нужно идти в политику самим и поддерживать тех, чьи идеи вам близки. Я видел, как плакал ваш Осипов. Это было очень трогательно, и если он на самом деле такой, то может что-то изменится.
21:00 Вопрос из зала: Я с вашим творчеством не знаком, узнал, что вы приехали и наш город обгадили. Вот у нас есть парк Дома офицеров, и вы говорите, что это ад. Площадь декабристов тоже вам не нравится. Почему?
Ответ Варламова: В одном парке находится стела воинам-интернационалистам. Рядом памятник Ленину, Шрек и какая-то военная техника. Это похоже на мебельный магазин, где все диваны в кучу составлены. В разных интерьерах они, может, неплохо бы смотрелись, но тут неуместны. Всё тесно, рядом шашлычная, детские карусели и тут же яма с говном под туалетом. Ну вы скажите, это нормально? Вот почему нельзя нормально туалет сделать? Нельзя сходить в туалет, не испытав унижения и оставаясь человеком? Суперконцентрированная, безвкусная мешанина всего на свете. Это грустно.
В зале началась бурная полемика. К микрофону прорвалась женщина с грудным ребёнком для защиты парка Дома офицеров.
20:50 О расселении бомжей в новые микрорайоны:
— Смысл, если нет среды? Люди будут гадить под себя до тех пор, пока у них не будет возможности жить комфортно. Допустим, им ничего не мешает сделать нормальную мусорку, но если у них годами стоит контейнер, который годами не вывозят, то тут не люди виноваты. Им просто некуда выкидывать, нет условий для нормальной жизни.
20:45 Отвечая на вопрос о площади Декабристов — какого функционала ей не хватает:
— Есть огромное пространство, куда приходят дети, семьи, пенсионеры. Всем им нужно чем-то заниматься, и для этого там ничего нет. Даже история с «просто посидеть» имеет много разных вариантов. Места должны быть устроены — удобные беседки, площадки для детей, туалеты, столики для книг и шахмат. Здесь же нет вообще ничего.
20:42 «Чита — город признаний. Рядом с любой свалкой, туалетом или неблагополучным местом будет признание в любви баллончиком», — Варламов.
20:40 О дворах и бомжах:
— Мы пытаемся делать дворы настолько плохими, чтобы там было некомфортно находиться бомжам и маргиналам.
20:39 Варламов: Видел ребят, которые занимались паркуром на бетонной площадке для мусора. Они увидели, что я их снимаю, и говорят: «Что это мы по мусору прыгаем, пойдём на гаражи». Вот эти ситуации наглядно демонстрируют, что нужно детям — прыгать, бегать. Власти думают, что дети примитивны, что им побольше ярких цветов, пальму пластиковую воткнуть, и отлично будет. Помойка и гаражи выигрывают у детских площадок, понимаете?!
20:37 Об этом слайде: Я сначала думал, что это инсталляция. Олимпийские кольца. А это, оказывается, маяк, чтобы в яму не заехали.
20:29 Чита опередила Махачкалу в личном рейтинге Варламова самых мусорных городов:
— В Чите столько же свалок, сколько в Махачкале. Только там есть коровы, которые мусор растаскивают, а тут нет. Поэтому если в Махачкале просто грязно, то в Чите ещё и воняет. Мусор у вас тут хоронят в ямы, в каждом районе города есть такие дворы. Далеко ходить не надо, на вокзале сегодня у вас был праздник патриотизма, и там же на вокзале куча пластика. Не помню ни одного города в России, чтобы было так грязно и так воняло. И знаете, что? В Финляндии на городской свалке так не воняет, как у вас во дворах. У женщины одной в Финляндии дома 12(!) контейнеров для сортировки мусора. Отдельно сжигаемый пластик, стекло, бумага, картон... И тут она жалуется, что упаковка для таблеток из фольги и пластика, и она складывает их годами в одну коробку, надеясь, что придумают, как это сортировать! В Финляндии перерабатывают 97% мусора, а в России только 3-4%.
20:28 «Когда ты идёшь по Чите, хочется сесть в такси и скрыться», — Варламов.
20:27 О тополях и враге деревьев:
— Насчёт деревьев я вообще не понял. Читал статью про вашего главного архитектора — врага деревьев. Оказывается, деревья для тени сделали. А где она уже есть, деревья можно вырубить под парковку. Или использовать как резерв для ещё одной полосы. Почему он так не любит деревья? Может, в детстве с дерева упал? Эти брёвна уже действительно проще срубить. Пользы от них уже нет. А может, они потом к ним привязывать кого-то будут?
20:25 Варламов: Меня расстроила история с маршрутками. Я видел «ГАЗель», в которой окошко подперли веткой, чтоб оно не вывалилось. С КСК, по-моему, даже на такси нереально уехать. Круто, что у вас сохранили троллейбусы. В Москве их «выпиливают», почему-то. Только в Чите они старые.
20:20 «Сегодня в Чите видел детский сад с двойным периметром заборов — оттуда так просто не сбежишь», — Варламов.
20:15 Варламов: Есть такая тенденция, что города теряют свою идентичность. Раньше мы могли по фотографии понять по архитектуре, где мы — в Хабаровске или Вологде. Разве что в масштабах страны можно отличить — Россию от Америки или Франции, например. Все города стали одинаковыми — стоят себе такие бетонные коробки. Хороший пример «Ирония судьбы...», где герой спокойно путает Москву и Ленинград. Мы теряем нашу историю и культуру. Полгода назад мы смеялись над детской площадкой в Омске, которую обнесли колючей проволокой. А я вот не смеялся, потому что дети сразу понимают, что они не в Париже, а в Омске. Идентичность.
20:13 Про площадь Декабристов в Чите:
— С одной стороны, это хорошо, что что-то происходит. Если это возникло благодаря каким-то активистам, то уже хорошо. Ее основная проблема — там нечего делать. С точки зрения обёртки стало лучше. Есть там такая лавка удобная с ровным переходом спинки в пол, на которой можно лежать в состоянии алкогольного опьянения, не боясь упасть. Сегодня заметил, что маргинальные элементы любят горизонтально отдыхать.
Задача города — сделать так, чтобы люди гуляли. Но глядя на общественное пространство, надо задать себе вопрос, будет ли вам приятно сидеть на лавочке у кованой урны?
20:12 «В Чите была какая-то история, и, уничтожая это, город теряет свою ценность. У нас этого не понимают и застраивают город пластиковым барахлом. Придут потомки, захотят восстановить, и не смогут», — Варламов.
20:10 Комментарий из зала на этот слайд: «Вы только никому не показывайте, а то Читу засмеют».
20:07 О пластике в зданиях Читы:
— Дверь — один из важнейших элементов здания. У нас считают, что её можно выломать и вставить хрен знает что. Вон повсюду в Чите в старых домах дешевые пластиковые двери. В Москве такие, в лучшем случае, в колбасных ларьках у метро.
20:04 Варламов: Я как-то был в районе Финляндии и увидел там обыкновенный двухэтажный деревянный барак. Он старый, но выглядит очень прилично, конфетка. И возле двери висит какой-то деревянный ящичек. Оказалось, что это домофон! И его жильцы поместили в деревянную коробочку, чтобы он не выбивался из общей картины! Вы у нас такое где-нибудь видели? У нас же баннеры прямо на исторических зданиях висят.
Важно сохранять не отдельные памятники, а общую картину. Ценность одиночных зданий теряется — они как драгоценные камни без оправы. Сохранение городской среды важнее, чем сохранение отдельных строений. У нас такого понимания нет.
20:00 Варламов: Здания при косметическом ремонте уродуют. Экономят как могут, рекламу вешают, зато кафешек можно много открыть. Вот стоит в Москве старое здание военторга - но чтобы его в исторический порядок привести, это ж сколько денег надо?! Логика властей — это обуза. Проще снести, парковку и очередной торговый центр поставить.
19:50 О здании Минкультуры:
— Прогулялся по Чите сегодня и обалдел. Из-за окон торчит монтажная пена, здание ветхое, а окна пластиковые. Всё гнилое, обшарпанное. И табличка: Министерство культуры. Ну правильно, кто ещё мог такую красоту создать? Только Минкульт.
Варламов выразил надежду, что министр культуры РФ Владимир Мединский «выпишет» министерству культуры Забайкальского края за небрежное отношение к своему зданию.
19:48 Варламов начал своё выступление с вопроса, есть ли в зале представители администрации или правоохранительных органов. Сейчас прервалась трансляция на Facebook, и он интересуется, можно ли материться.
19:46 О жилье в России:
— Рынок недвижимости в России — это как айфоны. Вчера ещё вам Тим Кук говорил, что ваш айфон -это айфон, а сегодня он превратился в тыкву, давайте новый покупать. Пока люди не начнут ответственно относиться к тому, что они покупают, застройщики шевелиться не будут.
19:42 Варламов: Когда я говорю, что российские районы превратятся в гетто, мне не верят. Однако в Питере сейчас это и происходит. Настроили себе квадратных метров и дружно деградируют. Я как-то шёл по району, смотрю, на заборе какие-то ребусы. А это проститутки рекламируются на таджикском! Это там основной контингент, в районах, видно. Там патрули полиции усиливают.
19:40 О покупке квартир:
— Квартиру покупают от безысходности, говорят. Это ерунда, потому что квартиры, вообще-то, покупают небедные люди. Это всё равно, что 2-3 млн выбросить. У меня вот таких денег нет, я к своим финансам ответственно отношусь.
19:30 Варламов: В Хельсинки проложили трамвайную линию перед тем, как построить новый район. Можете себе такое представить в России? У нас тут, в лучшем случае, построят район и скажут: «Вот в ближайшие 100 лет построим вам трамвайную линию». И люди такие: «Ого, супер».
19:20 О захламлённых дворах:
— Идёшь по адовейшему району — трубы торчат, помойки, ямы, вонь стоит. Кошка дохлая лежит, а вокруг неё ещё кто-то хлеб разложил. В Чите люди не ощущают свалки за пределами своего двора. Подходишь к ним, мол, товарищи, у вас тут свалка, а тебе в ответ — нет, это не наш двор. В нашем дворе яму выкопали, мусор вывезли, а это помойка не наша. В Германии, например, люди бы давно пошли к чиновнику и сказали — уважаемый, а ты не хочешь у нас тут убраться? Потому что они там платят за содержание участка, а в России такой системы нет, поэтому мусор и скапливается. В Европе нет деревьев по обочинам. Потому что там эффективно используют пространство, под велодорожки, например.
19:00 Встреча проходит в Пушкинской библиотеке. Зал полный.