ТОР: Не повторить судьбу предтечий

Экономика, 13:11, 9 апреля 2019

Вслед за высказанной обеспокоенностью Александром Осиповым по поводу возможных ошибок и просчётов при организации ТОРов в крае, с таким же заявлением выступил и Баир Жамсуев. И основания для этого имеются.

На бумаге пока гладко

Как выразился Жамсуев, в случае неосторожной реализации сценариев создания ТОРов может быть подорвана экономика региона, а одним из рисков может стать в целом ухудшение имиджа данного механизма. Именно это, по его словам, произошло с особыми экономическими зонами, «улучшенным вариантом» которых сейчас и являются ТОРы. Об этом говорит и Александр Осипов.

Трудно не согласиться, поскольку надежд, высказанных в связи с созданием в Забайкальском крае территорий опережающего развития в связи с вхождением его в Дальневосточный федеральный округ, у населения региона уже немало. Новый глава Забайкальского края Александр Осипов не жалеет красок, говоря о потенциале ТОРов, подчёркивая, что «теперь и в Забайкальском крае, используя экономические механизмы ТОРов, возможно в ближайшей перспективе создать хорошие рабочие места, чтобы люди были уверены в будущем, а предприятия, на которых они трудятся, были крепкими и конкурентоспособными».

Вчерне намечены и площадки, на которых планируется создание таких территорий. Первая перспективная территория - это «Северное Забайкалье», где реализуются два крупных проекта по освоению Апсатского каменноугольного месторождения и Удоканского месторождения меди. Вторая - так называемый, промышленный парк «Кадалинский» в Чите. Его направления - это малое и среднее предпринимательство и логистика. Третья площадка объединит несколько районов и будет ориентирована на переработку сельскохозяйственной продукции. Думаю, скоро мы узнаем и о других потенциальных площадках для создания ТОРов.

Ну, а полпред в ДФО Юрий Трутнев определил и алгоритм создания такого механизма: «Прежде всего идёт поиск инвесторов - и силами региональных администраций, и агентства по привлечению инвестиций. После этого мы должны убедиться, что эти инвестиции состоятся. Особенно в тех случаях, когда нам приходится тратить бюджетные средства для строительства инфраструктуры ТОРов». Он также отметил, что при крупном инвестировании государство страхуется и заключает специальные соглашения. Если же проект не реализован, то деньги, затраченные на инфраструктуру, возвращаются. Александр Осипов уже не раз говорил, что многие инвестпроекты утверждены в правительстве РФ, а всего их заявлено на 1,5 триллиона рублей.

Таким образом, теоретически с территориями опережающего развития всё ясно, дело «за малым» - практической реализаций. А вот здесь и нужно, как признают врио губернатора и сенатор от Забайкалья, исключить риски и учесть неудавшийся опыт с созданием на территории Забайкальского края особых экономических зон (ОЭЗ).

Наследница по прямой

В 2007 году в Читинской области всерьёз заговорили о необходимости создания на её территории двух особых экономических зон – в Чите и в Могочинском районе. Но кроме желания, надо было ещё предоставить серьёзные аргументы в пользу этого решения, защитить идею ОЭЗ в правительстве РФ. В то время в Москве прошёл первый московский международный форум и выставка «Особые экономические зоны в РФ – задачи, возможности, перспективы». Он был организован Минэкономразвития РФ, Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и Торгово-промышленной палатой России. Организаторы Форума ставили перед собой задачу выработать консолидированные решения, которые будут способствовать реализации государственной политики развития особых экономических зон, а также наиболее эффективному использованию средств Инвестфонда РФ.

В Чите ОЭЗ планировалось создать в районе Кадалинского промузла, где есть подходящая инфраструктура. Как раз в том районе в начале 1990-х годов была построена и даже какое-то время работала фабрика по изготовлению бриллиантов. Правда, очень недолго. В условиях сильного экономического кризиса, слабой платёжеспособности населения, эти «товары народного потребления» необходимым спросом не пользовались. И предприятие пришлось закрыть. Поэтому там планировалось возродить фабрику по производству ювелирных изделий. В этом же районе имелись деревообрабатывающие предприятия, цементный завод, предприятия по производству труб. Разработчикам ОЭЗ импонировало то, что продукция завода по производству труб большого диаметра – 142 мм - пользовалась большим спросом в нефтяной и газовой промышленности. Даже из городского бюджета планировалось потратить на создание ОЭЗ 53 млн рублей. Такую же сумму должен был выделить областной бюджет. Были предположения, что и федеральный бюджет не останется в стороне и выделит на это дело 106 млн рублей.

Предполагалось также, что первую скрипку в затратах должны играть резиденты зоны, они же инвесторы. Именно за счёт привлечённых инвестиций в Кадалинской ОЭЗ должны быть построены объекты инфраструктуры на сумму 212 млн рублей: теплосети, объекты водоснабжения, подъездные железнодорожные пути, автодороги, реконструированы сети энергоснабжения и проч. Примечательно, что вопрос о создании ОЭЗ, что называется, ещё висел в воздухе, а пресса уже сообщала, что наши китайские соседи уже готовы стать резидентами зоны.

Но… Как это часто бывает в нашем регионе, все идеи потонули в бесконечных согласованиях и плохой работе по привлечению инвесторов. К тому же на федеральном уровне отношение к ОЭЗ было настороженное. Напомним, глава контрольного управления президента Константин Чуйченко представил Владимиру Путину доклад, в котором говорилось, что за два года на 33 ОЭЗ в стране потрачено 186 млрд рублей (122 млрд из них - бюджетные средства), а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн рублей – то есть в среднюю зарплату в РФ за 25 лет. По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно.

Конечно, это вызвало резкую реакцию президента – в условиях огромного дефицита бюджета такая расточительность абсурдна. Поэтому Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию работы ОЭЗ и ТОРов, а также обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмов их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания подобных экономических образований – по крайней мере, до разработки новых единых подходов к их созданию. Работа неэффективных зон на том и прекратилась.

Нужна продуманность, а не амбиции

Идея ТОРов, даже в условиях «опального» Сибирского федерального округа муссируется в нашем крае уже не один год.

В основном, напомним, амбициозные надежды на ТОРы в нашем крае концентрировались вокруг Краснокаменской промышленной зоны. И, как часто бывает в нашем крае, пропаганда и реклама данного проекта в значительной степени опережала возможности и проработку с федеральными властями. Информационная поддержка, конечно, нужна, но с самого начала кампании борьбы за Краснокаменскую ТОР было видно, что амбиции превышают возможности. Такое мы уже наблюдали не раз в нашем регионе – и в отношении разработки Удоканского меднорудного месторождения, и юго-восточного проекта, и многочисленных иных экономических и рекреационных зон. Почти все эти и другие проекты так и остались воздушными замками. И в данном случае замахнулись сразу на 20 инвестиционных проектов в рамках будущей Краснокаменской территории опережающего развития. Здесь и строительство комплекса по переработке пиритных огарков, и гидрометаллургического комбината, и крупного предприятия по забою скота и производству колбасных изделий на мясокомбинате «Даурский», и создание лесоперерабатывающего производства…

Всё это, конечно, было бы хорошо для края. Но руководители нашего региона явно увлеклись парадной стороной дела – оптимистические прогнозы из уст властей лились как из рога изобилия. Законодательное собрание края приняло постановления с рекомендацией о включении субъектов Байкальского региона в программу территорий опережающего развития, которое, с точки зрения депутатов, позволит Забайкальскому краю привлечь инвестиции федерального центра для улучшения экономического климата в регионе.

В Краснокаменске состоялось выездное заседании рабочей группы по модернизации моногородов при федеральной правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Оно прошло под руководством заместителя председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», руководителя рабочей группы Ирины Макиевой. И тогда были даны очень оптимистические обещания насчёт включения отдельных районов края в ТОРы. Предлагалось провести реконструкцию канализационных очистных сетей и части энергетической инфраструктуры за счет финансирования из Фонда развития Дальнего Востока и Фонда развития и поддержки моногородов.

Но и тогда уже прозвучала мысль, что проекты как следует не проработаны. Много пара было использовано на гудок, а на двигатель его уже не хватало. Дипломатично Ирина Макиева отметила, что для того, чтобы запустить новые проекты, надо правительству региона подготовить информацию о них: сколько рабочих мест они образуют, какая новая инженерная инфраструктура для них нужна. Для того, чтобы стать ТОРом, нужно иметь устойчивые новые инвестиционные проекты. Договорились о том, что после того, как правительство Забайкальского края подготовит всю информацию о новых инвестпроектах с указанием объема инвестиций, участников реализации, будет скорректирована заявка на создание территории опережающего развития в Краснокаменске.

В общем, урок ясен и должен быть учтён при работе над ТОРами в нынешних условиях.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"