Максим Резвых о городе без городской среды

Общество, 09:04, 16 апреля 2019

Наконец-то читинцы открыли глаза и трезво взглянули на внешний вид своего города. О проблеме благоустройства говорят не первый год, к этой больной теме обращаются и общественники, и СМИ, и заезжие блогеры. Но вот людей, похоже, всерьез начали беспокоить и безразмерные свалки в черте города, и чудовищно спиленные деревья, и вездесущая беспорядочная реклама. Мы решили поговорить о благоустройстве, точнее о неблагоустройстве Читы, с урбанистом-любителем, на чьей странице в Facebook порой разворачиваются любопытные дискуссии. ZAB.RU публикует интервью с Максимом Резвых.

Максим Резвых о городе без городской среды— Расскажите немного о себе?

— Родился в Чите. Получил высшее экономическое образование в Читинском государственном политехническом университете. По-моему, даже с красным дипломом. В этом пункте у читателя возникнет резонный вопрос, почему об урбанистике рассуждает экономист. Ну, хобби у меня такое.

Честно говоря, я неохотно пошел на то, чтобы дать вам интервью. Одно дело писать себе в любительский блог, который читают два человека и бот, а другое – обсуждать такие вопросы в СМИ. Я так представляю, что особо больше и спросить не у кого в Чите? Наверное, это отголоски того, что город пережил несколько волн оттока населения, и сейчас в нём почти не осталось отраслей, где профессиональная среда не поредела бы. Должно быть, Чита потеряла талантливых и профессиональных архитекторов и урбанистов (если такие были, конечно), раз вы не нашли ничего лучше, чем вести разговор о сложных и болезненных темах городской среды с урбанистом-любителем. Ну, давайте попробуем.

— Почему Вы продолжаете жить в Чите?

— Интересная работа.

— Дайте оценку благоустройства города?

— На самом деле, не важно, что я думаю на эту тему – есть профессиональные исследования Минстроя России и КБ «Стрелка», которые выделили и обобщили массив данных о городах, чтобы создать рейтинг, который бы помогал администрациям городов обратить внимание на то, какие области городского пространства нуждаются в пристальном внимании. Этот рейтинг оценивает качество городской среды. Чита характеризуется в этом исследовании как «город с плохим состоянием городской среды». Это справедливая оценка.

— Как вы думаете, почему Читу сложно назвать благоустроенным городом?

— Это очень длинный список причин. Чита накопила критическую массу острых проблем.

В городе до четверти жителей не имеют доступ к канализации – уже одно это ставит Читу далеко за чертой современных городов, такое просто недопустимо. Свалки. Экологическая катастрофа. Улицы разрушены. Удручающее состояние общественного транспорта и транспортной системы. Варварское отношение к деревьям. Любой из этих пунктов в норме должен приводить к отставке городской администрации, у нас же население трансформирует это в рост рейтингов провластных партий, вроде КПРФ, ЛДПР и прочих политических статистов, призванных стать амортизатором недовольства населения, а не проводником их воли.

Хотя, время изменилось, сейчас люди не хотят смотреть на то, как мэр и главы районов ведут себя как подразделение слесарей из ТГК-14, которые из рутинной подготовки к отопительному сезону делают подвиг Геракла. Люди собирают вещи и уезжают туда, где им уже сейчас жить комфортно и не приходится думать о том, за что они платят, чтобы как раз об этом не беспокоиться.

— Не так давно в Чите побывал блогер Илья Варламов. Отклики о его публикациях в соцсетях самые разные: кто-то считает, что не нужно говорить об уже известных проблемах, кто-то напротив – благодарит молодого человека. Как вы отнеслись к его визиту и его высказываниям о благоустройстве Читы?

— С интересом отнёсся к визиту Ильи, я читаю его блог, он собрал массу интересного фактологического материала по урбанистической тематике.

Замечания полезные, если обратить на них внимание, чтобы исправить ситуацию. Особо чувственные натуры могут и обидеться, конечно, но не хотелось бы видеть среди них тех, кто принимает решения во власти. Инфантилизм на таких должностях неуместен. А проблемы-то, очень серьёзные. Люди натурально вынуждены жить, простите, в говне. Это недопустимо ни при каких обстоятельствах в наше время. На дворе не 12 век.

— Прокомментируйте нашумевшую историю с бесконтрольной обрезкой деревьев. Как вы считаете, почему в городе фактически уничтожаются зеленые насаждения?

— Я думаю, обрезка деревьев вполне контролируемая администрацией города тема. Они понимают, что делают, и не чувствуют угрызений совести. Мотивы у такой политики примитивны, как всё российское государственное управление, где рычагами власти двигают деньги и связи.

— Нужно ли это делать?

— Нужно ли делать обрезку деревьев? В таких масштабах и в такой форме – безусловно, нет.

Есть исключения, но поверьте, ими здесь объяснять существующее положение вещей невозможно в принципе. Например, на улицах, по которым проходит троллейбус, следует контролировать расстояния крон до контактной сети. Понятно, что не ходит троллейбус у нас по всем улицам, и во дворы он тоже не заезжает. Кроме того, если улица позволяет выдержать безопасные расстояния крон от контактных линий, то соседство деревьев допустимо. А у нас в основном маршрут следования проходит по довольно широким улицам. Пожалуй, это и обрезка угрожающих рухнуть деревьев или веток – едва ли не единственные серьёзные поводы выходить на улицу с пилой.

Всю остальную инфраструктуру, как линии электропередач и связи, включая оптико-волоконные провода, в городах убирают под землю, столбы сносят. Никаких проводов над головой.

Подземные коммуникации прокладывать дороже, чем надземные. Поэтому такие шаги отражаются на стоимости соответствующих услуг. Здесь горожане должны выбрать. Если они хотят видеть в городе деревья, им придется тратить чуть больше на Интернет и связь. В противном случае, ради потребностей в связи вам выпилят все деревья до пеньков, и вы получите сравнительно дешевый тариф.

В таких городах России как, например, Екатеринбург, администрация города заставила интернет-компании и сотовых операторов закопать все свои провода в центральной части города в подземные канализации, и это привело к тому, что все новые линии операторы связи стали делать уже под землёй, чтобы потом уже не нести убытков, дважды оплачивая прокладку кабеля. В Чите в этом плане администрация проявила недальновидность и бесхребетность.

— Может ли получиться так, что в результате недальновидного подхода властей город вообще останется без зелени?

— Вообще без зелени Чита не останется, ведь в Чите хорошо растут сорные травы, вроде полыни. Если оставить шутки, то скорее всего сами горожане будут высаживать деревья, в основном – во дворах. Всё это вырастет лет через 30-40. Этот промежуток времени город будет без нормального озеленения. Мне нравится их порыв, но всё же, чтобы это было красиво, желательно делать это людям с определёнными талантами и навыками, в рамках плана, ландшафтного дизайн-проекта. В руках хороших специалистов результат получается совершенно иного уровня. По крайней мере, вы не сделаете своих соседей заложником вашего индивидуального вкуса.

Возможно, как это обычно бывает, городские власти сами попытаются начать высаживать деревья. Умение тратить на не существующие до вмешательства органов власти проблемы два бюджета – один на создание проблемы, а другой на неумелые попытки её решения, – это отличительная черта нашей действительности.

— Каким образом, на ваш взгляд, можно поправить ситуацию с благоустройством города?

— Это интересный вопрос. Если взглянуть на спутниковые снимки Читы 1989 года и сравнить их со спутниковыми снимками в 2018, то можно заметить, что площадь Читы и её пригородов увеличилась почти в 1,5 раза, то есть в 1,5 раза увеличилась улично-дорожная сеть. При этом население Читы одинаково в сравниваемые годы. Улица – это основное общественное пространство в городе, если у вас городская ткань выросла в 1,5 раза, это, значит, у вас увеличились в 1,5 раза потребности в бюджете на её благоустройство. Это произошло не случайно, а потому что у Читы не было и нет никакой пространственной стратегии. Это во многом определяет то, сможет ли Чита вообще поддерживать благоустройство на своей территории и в пригородах или нет. Это серьёзное ограничение – размер бюджета на протяженность улично-дорожной сети.

Единственное решение этой проблемы – по крайней мере, возможность подступиться к ней – лежит в политической плоскости. Именно там, где граждане ведут себя наиболее пассивно. Они находят миллион причин для того, чтобы не присоединяться к протестам. В итоге живут как в африканской деревне. Это обидно признавать, но это объективная реальность.

Жаловаться в инстанции, ныть в комментариях на интернет-ресурсах – всё это не работает. Люди делают это с 90-х годов и уже могли бы в этом убедиться.

Всё будет иначе, если каждый поменяет своё политическое поведение. Если, например, такой человек как Дмитрий Плюхин призывает вас собраться – идите; зовёт выйти на улицу Марина Сухинина – идите; кличит Юрий Волков – присоединяйтесь. На этом этапе не важно, как вы относитесь к человеку. А если на митинг Навального против коррупции выходит 100 человек из 340 000 граждан Читы, ну так вы и получаете то благоустройство, которое имеете. Вы ничего не измените до тех пор, пока не научитесь объединяться вокруг своих требований, а не вокруг фантазий про прекрасного принца на белом коне, который всё за вас сделает. Поэтому персоналии сейчас не очень важны, важна ваша готовность выйти на митинг.

Если не выходите на митинг – для власти значит, что вы молчите и не требуете. В итоге ваша пассивность оборачивается падением качества жизни. Вы получаете то, что хочет видеть чиновник на автомобиле – асфальт до своего коттеджа за городом, а 90% горожан, которые живут в многоэтажных домах в городе, останутся ни с чем, без бюджетных миллиардов и без благоустроенных улиц. Что вы будете делать? В ответе на этот вопрос кроется ответ на вопрос о том, как исправить ситуацию с благоустройством города.

— Как вы считаете, в Чите действительно переизбыток рекламы (как рекламных конструкций, так и рекламы на фасадах зданий)?

— Чудовищный переизбыток.

— Если вы следили за конкурсом на размещение рекламных конструкций, как вы считаете, поможет ли он навести порядок в части внешнего вида краевой столицы?

— Не поможет. Это просто передел рынка, никакого отношения к благоустройству городской среды и освобождению города от рекламы это не имеет.

— Какие пути решения проблемы «визуального мусора» вы видите?

— Делают дизайн-код. Вводят систему запретительных штрафов (это такой штраф, который неприемлемо высок, грубо говоря) и институт инспекторов (можно частные компании даже). Оформляют это юридически. Потом администрация, вооружившись этими инструментами, заставляет менять вывески и снимать рекламу, нещадно штрафует, а условно «бесхозные» демонтирует за счёт бюджета. Это несложная процедура.

— Всё ли в вопросах благоустройства зависит от местных властей, или люди тоже должны приложить какие-то усилия?

— Город – это власть. Она должна задавать такие правила, чтобы город устойчиво развивался, сохраняя и приумножая свою ценность для горожан. Это значит, в том числе, и умение не потакать горожанам во всех их желаниях, понимая и объясняя последствия их выбора. Люди, надо признать, не лишены противоречивых и опасных для общества желаний. Если власть всё делает правильно, то людям будет нравиться жить в городе с разумными ограничениями. Если в городе не хотят жить горожане – это провал городской власти.

Город – это и горожане. Горожане должны выработать здоровое чувство хозяев, они должны научиться говорить «это мой подъезд», «это мой двор», «это моя улица», «это мой город» и подкреплять это соответствующим поведением хозяина. Им надо научиться дружить с соседями и объединяться. Если вы можете объединиться, вы становитесь реальной силой. Без активного общества ничего не происходит. Если это вам не надо, то никто за вас ничего делать не возьмётся ради вашего блага.

— Спасибо за беседу!

P.S. Хочется верить, что наша беседа станет ещё одним шагом к положительным изменениям в облике Читы.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"