функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

«Танковый биатлон». Лучшие танкисты России служат в Забайкалье

Екатерина Бронникова / Общество, 13:57, 29 августа /
«Танковый биатлон». Лучшие танкисты России служат в Забайкалье

Не в первый раз экипажи танковых подразделений Восточного военного округа, дислоцированных в Забайкалье, принимают участие в конкурсе полевой выучки танковых экипажей – «Танковом биатлоне». Не в первый раз они возвращаются в места прохождения службы с наградами и признанием коллег. В 2019-м танкисты из ВВО, среди которых двое забайкальцев, вновь вернулись победителями, став абсолютными лидерами международного этапа конкурса. Тренер команды, экс-участник «Танкового биатлона-2013», старший офицер отдела боевой подготовки 29-й общевойсковой армии капитан Ильнар Сагдиев рассказал корреспонденту ZAB.RU чем интересен конкурс зрителям и участникам, а также что должен уметь танк и «экипаж машины боевой».

- Ильнар, начнем, пожалуй, с вопроса «что такое «Танковый биатлон»?».

- «Танковый биатлон» - прикладные состязания между танковыми экипажами в искусстве вождения танка и точности стрельбы из установленного на танках основного и дополнительного вооружения, среди разных вооруженных сил и стран мира. Самыми зрелищными считаются всеармейский и финальный международный его этапы, которые имеют ряд особенностей.

- Где и когда проходил заключительный международный этап конкурса?

- Финал проходил с 3 по 17 августа на подмосковном полигоне Алабино Западного военного округа. В составе команды было четыре экипажа. В основной состав представляли три экипажа. Первый из 68-го армейского корпуса с Сахалина, второй из 49-й армии из республики Абхазия Южного военного округа и третий экипаж из 29-й и 36-й общевойсковых армий. 

- Давайте расскажем подробнее о танкистах из Восточного военного округа.

- В «забайкальский» экипаж входили: командир танка старший сержант Михаил Жилин, он же - командир танка танкового батальона 36-й отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в Забайкалье, механик-водитель Иван Осеев из 37-й отдельной мотострелковой бригады 36-й армии (место дислокации также Забайкальский край) и наводчик-оператор Бато Цыдыпов из 5-й отдельной танковой бригады, дислоцированной в Республике Бурятия. Михаил Жилин - уроженец Забайкалья, уже принимал участие в «Танковом биатлоне» в 2015 году. Тогда экипаж под его управлением также принес «золото» в копилку российской команды.

Второй экипаж из Восточного военного округа представляли танкисты из 68-го армейского корпуса 39-й отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной на острове Сахалин.

Михаил Жилин (справа), Иван Осеев (в центре), Бато Цыдыпов (слева)

- Ильнар, что вообще из себя представляет этот конкурс – «Танковый биатлон», есть ли соревновательные различия между двумя последними этапами и в каких дисциплинах конкурса соревнуются экипажи танков?

- Положение всеармейского этапа немного отличается от положения международного этапа. На всеармейском этапе участвуют три экипажа в составе взвода. На первом отрезке конкурсанты преодолевают трассу в составе взвода – три танка в колонне движутся по маршруту, преодолевают препятствия, выполняя при этом на каждом круге определенную огневую задачу. На первом круге экипажи поражают цели сходу, то есть, если на международном этапе они стреляют с места, то на всеармейском - движутся и поражают цели. Три танка - три выстрела. На втором круге огневые задачи выполняются из зенитного и спаренного пулемета ПКТ. На третьем круге участники производят стрельбу из танка с закрытых огневых позиций, не видя при этом цель. Поясню, как это происходит. Командир взвода получает координаты цели через беспилотный летательный аппарат, засекает цель, по карте производит расчеты, дает цель и указания каждому танку. Экипаж танка по команде командира взвода открывает огонь по цели. Финишируют участники после преодоления маршрута с выполнением огневых задач в составе взвода.

Далее следует выполнение взводом учебно-боевых задач. Экипажи выполняют различные нормативы по тактической подготовке, преодоление маршрута с препятствиями. В этом году особенностью стало то, что этот этап конкурса проходил ночью. Также в ходе этого этапа конкурса участники выполняют различные нормативы по радиационной, химической и биологической защите, по инженерной, технической и медицинской подготовкам. Это достаточно трудный этап конкурса. Бойцы сначала преодолевают маршрут, после этого сразу же без остановки заезжают для выполнения вышеуказанных нормативов. В этом году всеармейский этап проходил на юге, стояла 30-градусная жара – довольно непросто было выполнить все эти задачи.

Преодоление полосы препятствий – еще одна конкурсная дисциплина. Отмечу, что наш танковый взвод занял первое место в ней, обогнав представителей Казанского высшего танкового командного училища.

Далее по итогам этих трех дисциплин или конкурсных сегментов определяются финалисты – три команды, которые проходят в финал, где борются за звание лучших и за кубок победителя. В ходе финальной эстафеты на всероссийском этапе наша команда пришла второй, уступив лидерство хозяевам - экипажу Южного военного округа.

Финал же проводится в два этапа. Сначала «Индивидуальная гонка», где участвуют все три экипажа команды индивидуально. Этот этап определяет лучшие экипажи, и победителям в этой дисциплине вручаются призы. Далее время трех экипажей от команды страны-участника складывается, и по наименьшему времени восемь команд из каждого дивизиона выходят в полуфинал. Проводилось два полуфинала, которые, как и финал, оценивались по этапу «Эстафета», когда все три экипажа из одной команды едут на одном танке, передавая его друг другу, как эстафетную палочку. Здесь уже учитывается общее время команды. Таковы правила международного этапа.

- Маршруты с препятствиями… А что, собственно, для танка препятствие?

- Согласно курсу вождения, на маршруте оборудованы препятствия. Например, препятствие №20 «Змейка» – это, так скажем, обособленный участок маневрирования. Далее по ходу движения танк преодолевает препятствие «Брод». Далее «Курган» – он же холм, возвышенность высотой порядка 30 метров. «Огненная полоса» –  это ограниченный задымленный участок, который нужно пройти, не останавливая машину, не сбавляя скорости и не сбив ограничительные столбы. «Противотанковый ров», «Макет колейного моста» - последний, нужно преодолеть также без остановки, не скатиться и не слететь с этого «моста». Экипажи также преодолевают «Гребенку» и «Косогор», осуществляют проход в минно-взрывном заграждении, взбираются на «Эскарп» - отвесную стену, высота которой около метра, при этом сделать это нужно также без остановки, и не скатившись назад.

- Вы сказали, что в этом году свои умения в тактической подготовке танкисты демонстрировали ночью. Давайте раскроем особенности вождения танка в темное время суток.

- Ночью ограниченные условия видимости, затруднено ориентирование на местности. Если это еще и запыленный участок. Очень сложно экипажам ориентироваться, при этом нужно двигаться в колонне, не останавливаясь, и выполнять различные нормативы по отражению противника из засады. Сложно это, поверьте.

- Какую максимальную скорость может развить танк, как высоко он может подпрыгнуть и как глубоко может погрузиться под воду?

- В этом году был установлен новый рекорд скорости - 84 километра в час. С такой скоростью двигался танк механика-водителя старшего сержанта Осеева, представителя 37-й отдельной мотострелковой бригады из Забайкалья. Как высоко подпрыгнуть? Все зрители, которые в этом году смотрели «Танковый биатлон» по телевизору или с трибун на полигоне, видели, как наш танк перепрыгивал «Курган» и «Колейный мост». Как высоко? От земли отрывался. Другим это пока не удавалось. Как глубоко? По техническим характеристикам танк может преодолеть водную преграду глубиной до пяти метров, но это если машина имеет оборудование для преодоления водной преграды. А в брод - водоемы глубиной до полутора метров.

- Вернемся к финалу. Сколько стран принимали участие?

- Представители из 23 стран прибыли в Россию на конкурс. Самые сильнейшие - это Белоруссия, Китай, Казахстан, Азербайджан, Сербия, Венесуэла, Сирия, Киргизия, Монголия. Впервые в этом году принимали участие танкисты из Узбекистана, Кубы и Судана.

- И как вы оцениваете дебют экипажей Кубы, Судана и Узбекистана?

- Начнем с того, что в 2019-м положение было изменено. В этом году команды участников разделили на два дивизиона. В первом дивизионе находились 12 команд, которые по итогам соревнований прошлого года заняли места с первого по 12-е, а во втором – команды, занявшие с 13 по 22 места, и новички. Команды боролись каждая внутри своего дивизиона. Проводилось два полуфинала и два финала. В итоге определился финалист в каждой подгруппе. Команда из Узбекистана показала лучшие результаты и стала победителем во втором дивизионе.

В финальном заезде «Эстафеты» 17 августа 2019 года экипаж под командованием забайкальца Михаила Жилина установил два рекорда - рекорд прохождения трассы в «Индивидуальной гонке» - 17 часов 30 минут, и рекорд скорости для «Танкового биатлона» - 84 км/ч.

- На своих машинах выступали соперники или танки им предоставлял организатор конкурса, то есть Россия?

- На своих выступала только Белоруссия. Эти танки - экспортный вариант Т-72Б3, они когда-то закупали их у нас. Китай также ежегодно прибывает со своими машинами - Type 96. Остальным государствам танки Т-72Б3 предоставляет Российская Федерация.

- Вы какую оценку китайским танкам можете дать?

- Техника у них хорошая. Тype 96 оборудованы автоматической коробкой передач, задним ходом этот танк передвигается довольно шустро. Он легче, это тоже увеличивает его скорость. А так, наш Т-72Б3 за все годы зарекомендовал себя с только хорошей стороны. Это надежная машина.

- Общение между участниками как складывается?

- По прибытию с осторожностью смотрят – соперники всё-таки. Дальше в ходе соревнований, конечно, уже общаются свободнее, завязывается дружба. По сравнению с нашей страной, у них каждый год прибывают одни и те же экипажи – по сути, «старые знакомые». У нас же каждый год новые. По положению всеармейского этапа конкурса два года подряд, если ты финалист, участвовать нельзя. С некоторыми командами действительно складываются дружеские отношения, основанные на обоюдном уважении.

- Чем наградили победителей?

- Экипаж, занявший первое место в индивидуальной гонке, был награжден тремя автомобилями УАЗ «Патриот», за второе место ребята получили ключи от Lada Granta. Наградой за третье место стали мотоциклы «Минск». Абсолютным победителям стал экипаж, в составе которого два бойца из подразделений, дислоцированных в Забайкалье, и один из Республики Бурятии. Ему уступили танкисты с острова Сахалин. Третье место занял экипаж Китайской Народной Республики.

- Ильнар, а лично вам чем интересен «Танковый биатлон»?

- «Танковым биатлоном» я занимаюсь ежегодно. Сам был участником конкурса в 2013 году. Представлял Восточный военный округ на всеармейском этапе соревнований на полигоне Алабино. Это был самый первый биатлон на танках, проводимый в России. Тогда мы не очень удачно выступили, заняв четвертое место. После этого сделали выводы, и уже с 2014 года команда, взвод танковых экипажей из 36-й бригады, дислоцированной в Забайкалье, ежегодно занимает лидирующие места в этом конкурсе.

Сам я теперь ежегодно принимаю участие в подготовке танковых экипажей и взводов к этому конкурсу. Мне интересно быть хорошим наставником и подготовить сильные экипажи. 

- Как оцениваете практический опыт, полученный ребятами на такого уровня соревнованиях?

- Опыт, полученный в «Танковом биатлоне», конечно же, хорошее подспорье для дальнейших занятий по боевой подготовке. Экипажи, которые готовились и принимали участие в конкурсе, отличаются от своих сослуживцев, не участвовавших в подобного рода состязаниях. Они демонстрируют быстрые действия при вооружении, четкую и качественную прицельную стрельбу из всего танкового оружия. Бойцы действуют более слаженно и организованно.

- Ребятам нравится? Азарт есть? Или это такой более техничный процесс, в основе которого лежит профессионализм высокого уровня?

- Азарт есть, конечно. Это соревнования. Парни работают на пределе своих возможностей. Их задача – победить. И они идут к своей цели. Когда занимают призовые места, становятся победителями, там и азарт, и положительные эмоции, и удовлетворение от проделанной работы.

- Когда вы принимали участие, какие боевые задачи вам больше всего нравилось выполнять?

- Как командиру танка мне нравилась больше стрельба из зенитного пулемета. И, наверное, это естественно, ведь только командир может из него стрелять. А в целом, танковый экипаж – это коллектив, команда, успех которой зависит от действий каждого члена экипажа. Там нет такого: «я только стреляю», «а я только еду». Результат экипажа – это результат действий команды.

- Ильнар, как вы считаете, с годами популярность «Танкового биатлона» растет? Можете дать такую оценку по количеству зрителей, мнений, комментариев и фотографий в соцсетях, по вниманию прессы.

- Могу сказать, что с каждым годом количество болельщиков и зрителей увеличивается. Конкурс обзавелся своими фанатами. На сам полигон приезжает много зрителей. Трибуны на открытии и закрытии конкурса заполнены практически до отказа. Всегда аншлаг на финальной эстафете на закрытии конкурса. Билеты раскупаются задолго до начала конкурса.

- На ваш взгляд «Танковый биатлон» и международные армейские игры ARMY можно сравнивать с Олимпийскими играми?

- Я скажу «да». Можно сравнивать. «Танковый биатлон» можно назвать военно-прикладным видом спорта, в котором принимают участие множество стран. Это самый большой по количеству участников крупный конкурс. Поэтому и «Танковый биатлон», и сами «Армейские игры» можно считать своего рода военными Олимпийскими играми.

Фото предоставлены Ильнаром Сагдиевым

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 3
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1148396
    а на учениях танк утопили с человеком.
    Ответить
  • 1147897
    Приглашаем во дворы на КСК поиграть в танковый биатлон.
    Ответить
    2
    0
  • 1147678
    Цирк на деньги уплаченных налогов, РАБОТАЮЩЕ части населения. Враг давно внутри страны, а они все в игры играют...
    Ответить
    7
    5
СЕЙЧАС НА ГЛАВНОЙ
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП
Общество -
"Дорога хорошая, виноваты люди" - Суздальницкий о смертельном ДТП

 На оперативном совещании в городской администрации обсудили недавнее ДТП , случившееся возле посёлка Агинское – именно с неё начал свое выступление Константин Суздальницкий. Он отметил, что в большинстве аварий виновато не плохое качество дорожного полота, а сами водители. Что касается дороги, где погибли люди, то она была почти новой. Константин Суздальницкий, заместитель руководителя администрации городского округа «город Чита»:  «Чем качественней становятся дороги, тем выше на них скорость, тем тяжелей и резонансней дорожно-транспортные происшествия. Я напоминать про них не буду, но все ДТП с тяжкими последствиями, к сожалению, у нас произошли ровно на тех дорогах, которые мы в этом году отремонтировали». Не менее острым вопросом стало разрушение мест для сбора коммунальных бытовых отходов: неизвестные читинцы не в первый раз перекапывают свежее бетонное основание контейнерных площадок. Представители городского управления ЖКХ уверяют – вандалов ищут. А когда найдут – накажут.  Михаил Тюнькин, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства г. Читы   «По проводимым работам, по контейнерным площадкам, по неблагоустроенному фонду, значит по Черновскому району поступили по девяти адресам, по Ингодинскому району – по двенадцать адресам. Значит, основания залито: фотографии я показывал, что у нас, к сожалению, народ портит всё это дело, разбивает – заявление в полицию написано, будем разбираться.»  В ближайшие пять дней представители администрации планируют провести внеочередное собрание по решению вопроса оснащения городских котельных – наступили первые холода, а Чита готова к ним лишь частично.  Константин Суздальницкий: «Нам сейчас нужно понимать, какие котельные у нас по программе идут закрытые и какие средства нам необходимы для проектирования. То есть к этой работе нужно готовиться уже сейчас.» Ника Новак, Николай Шунков, ЗабТВ

Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020
Общество -
Кефер и Антропова рассказали, чего ждать от бюджета Забайкалья 2020

  Вопросов о проекте бюджета Забайкалья на 2020 и последующие годы у журналистов немало. Держать ответ вызвались главные финансисты региона – исполняющая обязанности министра финансов края Вера Антропова и и.о. зампреда правительства Андрей Кефер. Не так давно именно им общественники высказали свое мнение по увеличению поддержки тех или иных сфер. В ТОПе, как обычно, образование, а именно увеличение финансирования ЕГЭ и зарплат учителям, которые в проекте предусмотрены на 11,5 месяцев. В будущем году именно на образование планируется потратить на 4 млрд рублей больше, чем в 2019-м. Вера Антропова, и.о. министра финансов Забайкальского края: « Здесь, конечно, и повышение зарплаты, потому что у нас практически все педагогические работники попадают под категорию казных (?) категорий. Соответственно, мы предусматриваем индексацию к среднему показателю на 5,2%. На ЕГЭ у нас сумма предусмотрена с увеличением на 14 млн рублей, но, как мы слышали на публичных слушаниях, этой суммы будет недостаточно на предоставление технического оснащения по ГИА. Мы договорились с участниками публичного слушания. Что ко второму чтению мы эти вопросы урегулируем».  Поддержка муниципалитетов – еще один немаловажный вопрос. «Помощи» от правительства в районах обычно боятся, как огня, ведь если где-то финансирование увеличивают, то где-то оно, наоборот, уменьшается. В 2020 году, уверяют власти, такого не будет. А вот с поддержкой различных сфер в Чите пока не все ясно – тут все зависит от городских властей. Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского рая: « Мы с коллегами хотели бы принять, может быть, какие-то иные решения по городу и иной объем поддержки определить, но пока констатируем факт, что мы оставили  сумму поддержки города пока на том же уровне – 80 млн рублей.  Мы на комитете говорили о низком исполнении, к сожалению, пока. Поэтому мы надеемся, что наши коллеги из города наши пожелания услышат и дадут нам возможность их поддержать, потому что пока ситуация не изменится, мы не имеем морального права увеличивать поддержку». В целом, по словам финансистов, перспективы весьма радужные. Бюджет региона, по сравнению с текущим годом, в следующем увеличится более чем на 10 млрд рублей.  Андрей Кефер, и.о. заместителя председателя правительства Забайкальского края: « В своем время, мы принимали бюджет, зарплата в котором была рассчитана на 6-8 месяцев. Были такие времена. Сейчас мы видим 11,5 по зарплате, все социальные расходы проиндексированы. Я бы сказал, что это бюджет достаточно устойчивый, уверенно устойчивый. Никаких потрясений и рисков в нем мы не видим». Полина Харченко, Дмитрий Пинигин