Спикер Лиханов – о бюджете, изменениях Устава и «правовой гильотине»

Андрей Белокопытов / Политика, 19:02, 18 ноября 2019

20 ноября Законодательное Собрание края рассмотрит в первом чтении проект бюджета Забайкалья на 2020 год. О главном финансовом законе края и других резонансных документах, которые находятся на площадке парламента, мы побеседовали с главой Заксобрания Игорем Лихановым.

- Сегодня Совет парламента сформировал окончательную повестку дня предстоящего пленарного заседания. Да, проект бюджета края на 2020 год и плановый период, безусловно, до конца года будет самым главным документом в нашем законодательном портфеле. Процедура его рассмотрения проходит в соответствии с регламентом: как вы знаете, 13 ноября прошли публичные слушания по проекту бюджета, все профильные комитеты по результатам своих рассмотрений подготовили рекомендации. Профильный комитет по бюджетной и налоговой политике сегодня провел итоговое заседание, включив большой перечень прозвучавших предложений в заключение комитета. Это заключение станет основой для принятия специального постановления Законодательного Собрания, которое будет рассматриваться на пленарном заседании вместе с проектом бюджета края.

- Как вы оцениваете главный финансовый закон края?

- Первое, что надо отметить, это значительный рост доходной части бюджета – она будет на 12 миллиардов выше по сравнению с первоначальной редакцией бюджета 2019 года. По расходам Минфин спланировал увеличение на 15 миллиардов рублей. Конечно, это внушает оптимизм, ведь все мы прекрасно видим изменения, которые на территории края происходят. Строятся и ремонтируются дороги, приобретается высокотехнологичное медицинское оборудование, оснащение для котельных, многие школы и больницы дождались капитальных ремонтов – даже перечислить все это непросто. Огромный объем работ проделан для подготовки проектно-сметной документации, а значит, будет дан старт возведению в крае новых социальных объектов. Конечно, большая заслуга в таком движении принадлежит национальным проектам. При их реализации край обеспечивает софинансирование, но это, как правило, всего 6 процентов собственных расходов, остальное финансирует Федерация. Вместе с этим, нельзя не отметить, что и наши налоговые доходы в 2020 году должны сильно прибавить в весе. Минфин края оценил такую прибавку в 7,5 миллиардов, и это не может не радовать.

- Игорь Дмитриевич, наряду с проектом бюджета, одна из самых обсуждаемых сегодня тем – это законодательные инициативы главы Забайкалья Александра Осипова, которые предполагают существенное изменение Устава региона. Каким будет алгоритм их обсуждения?

- Да, такие законопроекты в Законодательное Собрание внесены. И, поскольку они касаются нашего основного закона - Устава Забайкальского края, обсуждаться они должны очень детально и основательно. Мы создали для рассмотрения внесенного пакета законопроектов рабочую группу, включили в нее представителей всех политических фракций, и буквально вчера она уже провела первое заседание. В настоящее время рабочая группа проводит тщательную экспертизу всех документов, в том числе на соответствие федеральному законодательству. «Погружение» в эти вопросы очень глубокое, уже имеется ряд предложений, которые нужно учесть при рассмотрении.

- Какие именно?

- Думаю, говорить об этом пока преждевременно. Рабочей группе даны соответствующие полномочия, пусть она сделает сначала свои выводы, сформирует пакет обоснованных предложений, и только после этого законопроекты поступят для рассмотрения в профильный комитет. Еще один важный этап, о котором стоит сказать – это согласование с органами местного самоуправления. Законодательные инициативы, особенно которые касаются создания муниципальных округов, в обязательном порядке будут проходить через обсуждение в районах.

- Обсуждения каких еще резонансных вопросов ждать в ближайшую среду?

- Каждый вопрос, а их в повестке уже больше тридцати, по-своему интересен и важен. Но я выделю тему нависшей над нами «правовой гильотины». Если вы не в курсе, то речь идет о правовых актах еще СССР и РСФСР, которые должны быть признаны утратившими силу или недействующими на территории России с 1 февраля 2020 года. Проблема в том, что в перечень этих актов, а он насчитывает больше 30 документов, включены акты, которые имеют для нашего региона ну, просто жизненное значение. Я имею ввиду наши районные коэффициенты к заработной плате, которые были установлены еще в Читинской области, а также процентные надбавки к зарплате за непрерывный стаж работы. Если они будут отменены, трудно даже представить, как воспримут это забайкальцы. Цепочка негативных факторов тут налицо: от снижения уровня жизни, увеличения миграционного оттока населения до социальной напряженности в крае.

Наша позиция – отменять ничего нельзя. Во всяком случае, до тех пор, пока на федеральном уровне не будут приняты свежие правовые акты, закрепляющие размеры районных коэффициентов, процентных надбавок и доплат к заработной плате для людей, работающих в крае. На мой взгляд, такой подход полностью бы соответствовал той политике, которую Правительство РФ сегодня проводит в отношении дальневосточных регионов.

В этой связи мы готовим обращение в Министерство юстиции России, а также в Минвостокразвития, в котором будет настаивать на том, чтобы документы, о которых я говорил, были исключены из перечня «правовой гильотины».

- Будем следить за развитием событий. Спасибо за беседу.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"