Почему в Чите продают готовый бизнес
В Чите достаточно активно продается интересный готовый бизнес. Например, вот что предлагают объявления: цех по производству пенопласта, продажа питьевой воды через автомат, мастерская по ремонту техники, тренажерный зал, школа балета, ферма живых бабочек, отель для питомцев, автокино, производство гренок, кафе с баней.
Что подвигло бизнесменов сначала приложить много усилий для создания своей ниши, оформить все необходимые документы, а потом выставить на продажу бизнес, уже способный приносить прибыль, разбирался корреспондент ZAB.RU.
«Продам по себестоимости»
Вот часть ноябрьских объявлений. Например, «по цене дешевле квартиры» предлагается временно замороженный бизнес-хостел, из которого «можно сделать магазин, бар, офис». Причина продажи — срочно понадобились деньги и проще продать имеющееся, чем ждать прибыли.
На продажу выставлен АЗС-комплекс (бензоколонка, магазин, кафе и шиномонтаж), который находится, правда, в Иркутской области. Здесь причина в том, что семьей планировали переехать в этот регион, но не сложилось, в итоге комплекс стоит без дела, только кафе и шиномонтаж удалось сдать в аренду.
Интересна ситуация с цехом «по производству пенопласта листового и нарезка 3D- и 2D-фигур из пенопласта, в полностью рабочем состоянии, с клиентами, с поставщиками». Тут оказалось, что в работающий с 2015 года цех практически невозможно найти людей, которые были бы нацелены на желание трудиться на этом месте постоянно. Бизнес, кстати, продается по себестоимости, потому что, как ответили корреспонденту ZAB.RU по телефону, «разбирать цех и оставлять его в гараже на неопределенное время смысла нет».
А вот косметологический кабинет и тоже по себестоимости. «С очень красивым и дорогим ремонтом. Имеется раскрученный бизнес-инстаграм-аккаунт». Здесь бизнес продают, чтобы вырученные деньги вложить в новый косметологический кабинет.
Несколько объявлений о продажах кафе тоже есть. Одно, совсем новое, продается, потому что у предпринимателей нет времени, чтобы заниматься бизнесом, а найти директора не удается, несмотря на то, что обращались даже в центр занятости населения. Приходящие на вакантную должность претенденты говорили, что не хотят ненормированно работать, их не привлекает даже зарплата.
Второе кафе продается, потому что хозяева решили переехать в другой регион, ближе к детям. Третье кафе продается с тем прицелом, что вырученные деньги пойдут на строительство сауны.
Миникофейня продается в Чите - большого спроса на ее продукцию у нас нет. Как сказал предприниматель, «проще торговать пивом».
Какой бизнес продают еще? Производство стеклоомывающей жидкости, антифриза, тосола, автошампуней. Или еще - действующий салон цветов и подарков (причина продажи — по семейным обстоятельствам). Выставлена на продажу и мини-фабрика по переработке бумаги.
«Причины бывают разные»
Что происходит с малым бизнесом в Забайкалье, почему не идет производство, корреспондент ZAB.RU обсудила с исполнительным директором Забайкальской Торгово-промышленной палаты Сергеем Болтяном.
— Сергей Валентинович, в настоящее время очевидна поддержка микробизнеса и малого бизнеса, есть программы, выдаются гранты, проводятся семинары, а также существуют профессиональные сообщества. Продажа бизнеса — это как-то экономически объяснимый процесс или слабая подготовка предпринимателя?
— На самом деле бизнес всегда продавался и на разных стадиях, - как начинающий, так и работающий тоже. Здесь всё объясняют два фактора — объективный и субъективный. Что касается объективных причин, в их числе и невысокий инвестиционный климат в регионе и максимально увеличенные налоги.
По субъективному фактору — это решение человека, нередко обусловленное тем, что предприниматель неправильно определил форму бизнеса. Надо искать уникальную нишу, так как нет такой формы бизнеса, что «пришел и победил», бывает, что начали дело, но поняли, что оно не пользуется спросом.
— У нас достаточно магазинов продуктов и одежды. Есть ли риск заниматься именно производством, к примеру, макарон, ведь продукции сейчас предостаточно?
— Считаю, что производство на сегодня в целом невыгодно в регионе. Поднимающийся налог на имущество, содержание помещения, тарифы на энергоносители, теплоснабжение, зачастую при производстве используются большие объемы воды — всё это может оказаться неподъемным. И, чтобы производить макароны, надо иметь большую смелость. Чем доказать уникальность продукции, притом, что сегмент сильно заполнен?
— То есть при конкуренции прийти и доказать, что качество выше, а цена ниже, практически невозможно. Заведомый риск?
— Да, и это выбор самого предпринимателя. Содержание производства, заработная плата и прочее требует больших средств, и при этом надо остаться в прибыли. Тогда не придется жаловаться, что не идут люди, что не хотят работать без выходных. Это непродуманный бизнес-план. Надо изучать спрос населения, уметь перепрофилировать производство.
— Говорят, что продают готовый бизнес по себестоимости, или чуть ниже. Есть искушение, что вроде выгодно…
— Говорить и продавать — это разные вещи. Если просто продает по себестоимости, значит решил вернуть свои деньги. Другое дело, когда готов уступить, потому что не может найти управляющего или пытается найти нового хозяина. Если готовый бизнес не пошел, есть риск, что он не пойдет и у нового владельца. Вообще, я посоветовал бы приходить в бизнес-сообщества, - их много у нас в регионе, - приходить, говорить, спрашивать, советоваться.
Виктория Викторова