Шесть шагов вперед и два назад, или Игра в "Классики" на нефтяном рынке Забайкалья

Экономика, 15:32, 17 сентября 2008
Все мы помним детскую незатейливую игру в “классики”, когда девчонки каждого двора чертили мелом на асфальте квадратики и прыгали по ним, то вперед, то назад. Оказывается, принцип, данной детской забавы, применим и в таком серьезном деле как нефтяной бизнес. Да, поверьте, люди в галстуках и с портфелями, тоже могут сделать несколько больших шагов вперед, а затем, не пошатнувшись, отступить назад и выйти из игры победителем. Главное -вовремя заявить Именно такая игра в классики происходила на наших глазах на нефтяном рынке Забайкальского края. Начиная с декабря 2007 года по август 2008, цена на горючее повышалась шесть(!) раз. В итоге забайкальский бензин самой популярной марки АИ - 92 достиг отметки в 30 рублей 50 копеек и стал одним из самых дорогих в России. Затем, в начале сентября, забайкальские водители, устраивавшие пикет против резкого повышение цен на ГСМ, были очень удивлены. Буквально за несколько дней стоимость ГСМ снизилась дважды на 50 копеек (в сумме на рубль). Сказать честно, такого поворота событий с продажей горючего, забайкальцы не ожидали. Наверное, привыкли к тому, что цены на бензин могут только повышаться. Однако лидер нефтяного рынка Забайкальского края компания “Нефтемаркет” (которая собственно и начала снижение цен на ГСМ ) была готова к столь знаменательному событию и даже пригласила к круглому столу забайкальскую прессу. Здесь сразу хочется спросить: а почему же “Нефтемаркет”, под ценовую политику которого подстраиваются все забайкальские предприятия, торгующие топливом в розницу, не собирали представителей СМИ во времена неоднократного повышения цен? И тут же напрашивается ответ: не чем было похвастаться. Но зато когда ставки были снижены, компания громко об этом заявила. На пресс-конференции, о которой “Экстра” писала в прошлом номере, генеральный директор “Нефтемаркета” Александр Никульшин, стал объяснять журналистам, что те, кто обвинял его компанию в повышении цен на ГСМ, были, мягко говоря, не правы. - Все обвиняют “Нефтемаркет”, которая занимает доминирующее положение на забайкальском рынке ГСМ в установлении монопольной высокой цены. Хотя вся причина взлета цен на бензин это следствие его подорожания на заводах изготовителях (НПЗ), - говорил Александр Никульшин. А может все дело еще и в трех буквах? Надо сказать, что снижение цен на ГСМ в Забайкалье оказалось как никогда кстати. Как раз накануне выборов. Возможно, именно поэтому Никульшин стал говорить, что недавнее снижение цен на бензин и дизтопливо в Забайкалье это результат работы “Нефтемаркета”, местных чиновников и депутатов. Безусловно, вклад региональных представителей власти в урегулирование бензинового кризиса достаточно весом и его никто не оспаривает. Однако есть еще один фактор, скрывающийся в трех буквах - ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Возможно это только совпадение, но понижение цен произошло практически сразу же после того, как Федеральная антимонопольная служба стала проводить работу по выявлению в деятельности нескольких российских крупных нефтяных компаний (во владении которых и находятся нефтеперерабатывающие заводы) признаков нарушения антимонопольного законодательства. Наряду с проверками на федеральном уровне ФАС активно работала и в регионах. Так в ходе анализа работы ОАО “Нефтемаркет” и еще четырех компаний на розничном рынке ГСМ, в период с января по июль 2008 года антимонопольной службой по Забайкальскому краю были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в народе именуемым “сговор”. УФАС не допустит спекуляции ситуацией Все снижения цен на ГСМ в Забайкалье, Александр Никульшин не охотно связывал с деятельностью антимонопольной службы, более того предположения УФАС о ценовом сговоре в прессе он назвал ерундой. Цитируем: “Обвинения в нарушении антимонопольного законодательства - это ерунда…” Отрицая даже намеки на “сговор” Александр Никульшин заявил журналистам, что “Если вдруг через суд Забайкальское УФАС России добьётся признания вины “Нефтемаркета”, то компании грозят многомиллионные оборотные штрафы, в результате чего она может обанкротиться или поднять цены на продукцию…”. На подобные выступления Никульшина руководитель УФАС Евгений Минашкин ответил, что “Юристы “Нефтемаркета” и других продавцов бензина и дизельного топлива обязаны были знать о запрете на подобные действия, которые антимонопольным законодательством квалифицируются как “согласованные действия”. Кроме этого, Минашкин пояснил, что “УФАС исполняет свои функции в строгом соответствии с законом и не допустит спекуляции ситуацией и, в определенном смысле, шантажа действиями коммерческих структур”. Проще говоря, антимонопольщики не позволят “Нефтемаркету” даже намекать на то, что по их вине компания может обанкротиться или вновь поднять цены на топливо. - Что касается утверждений о возможных “многомиллионных оборотных штрафах”, в прессе даже называли сумму в 300 миллионов рублей, то Забайкальское УФАС не может заявлять о возможных цифрах. Верно то, что штрафы (в случае установления нарушения) могут составлять “от 1 до 15 % размера суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение”. И еще, в поле зрения Забайкальского УФАС России находится только бензин марок АИ-80, АИ-92 и дизельное топливо, а оборот от их реализации - это не вся сумма выручки подозреваемых хозяйствующих субъектов, - сказал руководитель УФАС по Забайкальскому краю Евгений Минашкин.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности