Саяна Шухэртуева: "Мои куклы живут своей жизнью"

Культура, 10:20, 24 сентября 2008
Имя Саяны Шухэртуевой в Агинском округе стало брендом. Все ее работы имеют одно, буддийское направление, совмещенное с бурятским этносом. Произведения, выходящие из рук молодой женщины просто великолепны, ее работы нежны, эксцентричны, таинственны… ? Саяна, в Агинском одинокие мужчины и женщины уже гоняются за твоими куклами, говорят, что после ее приобретения, они создают семьи. Правда ли это? - Я ничего таинственного с ними не совершаю, я не шаманка. Но кукла во все времена была связана с мистикой. Шаманы, совершая обряды, ритуалы, заказывают куклы, из которых изгоняют злых духов, символизируя то, что от больного человека уходят болезни. Да, одинокие женщины покупают мои куклы. Я стараюсь, чтобы они были настоящими баторами - кукла-мужчина у меня при всем параде: с усами, национальной бурятской шапке, шелковом халате, с кинжалом. Мне одна женщина рассказывала, что после того, как она подарила подруге мою куклу, к ней возвратился муж, который до этого ушел от нее, в придачу еще и любовник! И одинокие мужчины приобретают кукол-красавиц. Повторяю, что я со своими куклами не бегу в дацан, чтобы их освятить или к шаману. Они, после их создания, живут уже сами по себе, своей куклиной жизнью. У каждой куклы свой характер, настроение. Казалось бы, один и тот же серийный образ, но они получаются совершенно разные. Есть серия кукол, например, семья со всей родословной или же одинокие образы: "Счастливая Гэрэлма", "Одинокий батор". Я сама не знаю, какая кукла сейчас у меня получится. Беру материал и он "подсказывает" мне образ. Один раз я приобрела красивый белый рог, с прожилками. Из нее получилась такая красивая, чудесная кукла-женщина, она у меня получилась беременная. Я решила оставить ее у себя. Однажды, в составе делегации от Агинского округа я приняла участие, со своей выставкой, в международной ярмарке в Китае. И там ее увидела одна китаянка и стала слезно умолять, чтобы я ей эту куклу продала, объясняя тем, что ее дочь давно замужем, но не может забеременеть. Она так меня уговаривала, что я продала ей куклу за бесценок. С этой женщиной я не встречалась, но когда я еду с работами в Китай, меня ждет уже "армия" заказчиков. ? Помнишь свою первую куклу? - Мои первые куклы все были из тряпок, соломы, палочек. Сегодня я хочу перейти на литье, чтобы создавать куклы из металла, драгоценных камней. ? Ты работаешь уже не одна, у тебя свои мастера? - Я создаю образы, а мои мастера воплощают их в реальность. Теперь у нас в Агинском свое производство бурятских кукол. Но не только кукол, но и национальных сувениров. Наши куклы и сувениры имеют спрос, мы их продаем в Чите, Улан-Удэ, Иркутске. Наши национальные куклы становятся конкурентами кукол производства "Maid in Cnina", которыми сплошь завален российский рынок. ? Одежда куклы у Вас сшита по всем правилам национальной одежды? - Каждая кукла у нас - вещь эксклюзивная, ручная работа. Одежда для куклы - настоящее бурятское одеяние, с соблюдением национального пошива, только в миниатюре. ? А в картинах, которые ты рисуешь, тоже присутствует буддийская тематика? - Все что я делаю, все связано с буддизмом, моими бурятскими корнями. Кроме этого, театр, где я работаю художником, наэлектризован - прошу не путать с национализмом - национальной тематикой в самом хорошем смысле слова. Наш театр "ДалиТэ" называется театром современной драмы и синтеза, в нем мы стараемся объединить бурятские традиции, обычаи с буддийской тематикой, современностью, в идеале спектакли должны вылиться в что-то эксцентричное, космополитичное и в то же время индивидуальное… ? Говорят, что художники рисуют не сами по себе, а ими руководят какие-то высшие силы… - Когда что-то рисуешь, получается будто само по себе, внутри появляется что-то такое, что не дает покоя… Это и называется, наверное, творчеством. Один лама, увидев мою картину с образом бога, сказал, что этого ангела-сахюсана он видел на горе Алтая, но только он был в другом облачении… Не знаю, я не обладаю способностью видеть потусторонний мир… Экстра-справка: Шухэртуева Саяна Владмировна родилась в 1971 году в селе Зуткулей, Агинского округа. Закончила художественно-оформительское отделение Читинского музыкального училища. В 1997-1998 годах прошла обучение в школе-студии старобурятской живописи Дашинимы Дугарова. Ее произведения находятся в частных коллекциях в России, Франции, США, Швейцарии. В 2005 году она участвовала в международной выставке в Финляндии. Заслуженный работник культуры Агинского Бурятского округа. Главный художник Агинского окружного современного театра драмы и синтеза "ДалиТэ".
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности