Деньги живые и мёртвые

Владимир Тихомиров / Политика, 16:53, 4 декабря 2020

За последние годы разными администрациями Забайкальского края было заявлено так много стратегий, планов и программ, названо так много финансовых прорывов, что от восторга может закружиться голова. Но вот анализ реального положения дел порождает лишь разочарование.


Красиво было на бумаге

Побывавший недавно в Чите полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев был осторожен в оценках работы правительства Забайкальского края. Дескать, бюджет края надо бы сбалансировать (намекнул, что сделать это без федерального правительства нельзя и он готов помочь), хотелось бы создать бюджетный резерв на непредвиденные обстоятельства, ситуацию в «турбулентной экономике» следует поправить. Не забыл сказать, что в крае есть и положительное: работают инструменты, возникшие после присоединения Забайкальского края к Дальнему Востоку, ТОРы (территории опережающего развития) действуют. А в них, по словам Трутнева, на разные проекты (давайте особо отметим) уже инвестировано более 30 миллиардов рублей. Правда, кто и на какие проекты инвестировал – не уточнил.

Что ж, 30 с небольших миллиардов рублей инвестиций для нашего края – немалые деньги. Но это капля в море, если говорить о данном факте на фоне тех огромных цифр инвестиций, которые были заявлены почти сразу после назначения главы региона Александр Осипов. Напомним, за каких-то не полных пять месяцев, согласно этим заявлениям, команда новой администрации сумела сформировать огромную инвестиционную программу в 1,5 триллиона рублей (одну тысячу пятьсот миллиардов рублей). В частности, было сказано и то, что уже первые 15 инвестиционных проектов создадут 7200 рабочих мест и привлекут 107 миллиардов рублей инвестиций.

Далее было сказано, что готовится следующую очередь из 45 инвестиционных проектов. Они нам могут дать 19 тысяч рабочих мест, 500 миллиардов рублей инвестиций.

От астрономических сумм инвестиций и сегодня захватывает дух, но конкретики мало. Тем временем интрига набирала обороты. Сообщив, что Забайкальский край активно участвует в создании специальной национальной программы развития Дальнего Востока, глава региона просто ошеломил новыми суммами инвестиций – было обещано в план ускорения экономического роста внести 36 проектов с инвестициями 890 миллиардов рублей и создание 30 тысяч рабочих мест».

Итак, ещё в начале 2019 года забайкальцам было публично сказано, что в ближайшие годы в крае будет действовать 96 инвестпроектов на общую сумму 1 триллион 497 миллиардов рублей, в результате будет создано 56200 рабочих мест.

Правда, чуть позже на встрече с президентов страны глава региона назвал более скромную цифру инвестиций - «всего» в 1 триллион рублей (тысячу миллиардов). Но очень скоро его поправил зам председателя регионального правительства Михаил Чуркин, который и отвечал за инвестиционную политику края. Он в здравом уме и твёрдой памяти заявил уже о сформированном плане социально-экономического развития Забайкальского края в ближайшие годы стоимостью в 1,6 триллиона рублей (тысяча шестьсот миллиардов рублей) и 51 инвестиционном проекте, что предусматривает создание 60 тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Это почти в пять раз больше, чем предполагали вложить разработчики «президентского плана» и в 38 раз больше, чем стоимость Перечня мероприятий, утверждённого в 2018 году председателем правительства страны вместо ожидаемого президентского комплексного плана развития Забайкальского края, который, не смотря на вселенский пиар, так и не был утверждён.

Прошло почти два года после озвучивания триллионных инвестиций, и вот полномочный представитель президента страны, будучи недавно в краевом центре с визитом, говорил, как о большой заслуге руководителей Забайкальского края, о 30 с небольшим миллиардов рублей инвестиций.

Пойдут ли инвестиции на неудобренную почву?

Как известно, инвестор любит динамично развивающиеся регионы, он не понесёт свои деньги туда, где производство чахнет, стагнирует или вообще катится вниз. Это всегда было препятствием для нашего региона для инвесторов. Да и условия производства в крае сложнее, чем в других территориях (здесь и погодный фактор, и высокие тарифы на тепло- и электроэнергию, и отдалённость от центра страны, и плохо развитая инфраструктура дорог, и плохая связь, и нехватка кадров, мало строится жилья и др.). Остаётся одно - более высокой и динамичной деловой активностью привлекать в край инвесторов. Этому должна помочь и созданная на территории края ТОР «Забайкалье». Что же у нас на деле?

Да, конечно, пандемия внесла свои негативные коррективы в экономическое развитие края – на неё можно теперь списывать все грехи в развитии. Но, судя по динамике промышленного производства, по данным Забайкалкрайстата, спад промышленного производства начался ещё в середине 2019 года, когда о пандемии никто не знал. А если мы посмотрим на динамику текущего года, то она представляет печальное зрелище: кривая производства из месяца в месяц стремительно падает вниз, и конца этому процессу не видно. Показатели нынешнего года значительно уступают показателям предыдущего. Например, снижены объёмы добычи полезных ископаемых, обеспечения электрической энергией, газом и паром, водоснабжения и водоотведения, продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли, оборота общественного питания.

Время от времени из недр администрации края мы слышим информацию о неких ТОРах, которые якобы уже успешно работают. Но где эти десятки тысяч новых рабочих мест, о которых было заявлено около двух лет назад, если сегодня безработица в крае в процентном отношении в два раза больше, чем в среднем по России и в 6 раз больше, чем в сентябре 2019 года (в сентябре текущего года без работы было 35,8 тысячи забайкальцев). Пандемия, конечно, серьёзно сказывается, но если бы обещанные проекты стали реальностью, а не мифами, то вряд ли безработица в крае была такой большой. При этом уровень бедности в регионе один из самых высоких за последние пять лет – по данным Забайкалкрайстата он составляет более 21%, то есть более чем каждый пятый житель Забайкальского края получает меньше официального прожиточного минимума.

Конечно, при таких показателях вовсе неудивительно, что многие забайкальцы, особенно молодого возраста, имеющие специальность и чувствующие свою самодостаточность, уезжают из края в поисках мест, более подходящих для жизни и работы, для собственной реализации. В прошлом году из края уехало около 35 тысяч человек, в этом году уехавших будет не меньше. Поэтому и население в целом в крае сокращается. Так кто же будет реализовывать грандиозные планы с выполнением заявленных проектов и заполнять те десятки тысяч вакансий, о которых всё время говорит региональное правительство?

Есть проекты, которые успешно реализуются в крае – к ним, в частности, относится Удоканское месторождение меди. Байкальская горная компания всерьёз взялась за дело после 25 лет бездействия региональной власти и за 5 лет серьёзно продвинулась в освоении месторождения. Влияние новой администрации здесь минимально. Но с большинством других проектов, которые включены в план социально-экономического развития региона с 1,6 триллиона инвестициями, дела обстоят не так успешно. Многие проекты просто числятся, что называется, для «капитализации», а вернее для показухи, но не продвигаются ни на шаг уже многие годы. Это мёртвые деньги. Да и трудно ожидать чего-то другого, если ключевые посты в правительстве края обновляются чуть ли не каждый квартал.

А ведь любая экономика реализует себя в социальной сфере, она должна работать на улучшении жизни людей. Если нет результата здесь, то грех говорить о каких-то достижениях – будь то замысловатые ТОРы или грандиозные планы развития с астрономическими цифрами инвестиций.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"