«Панночка» - очарованный страхом

Михаил Ероманс / Афиша, 21:00, 29 мая / 4
«Панночка» - очарованный страхом
Фото Евгения Галузы

Встречать гостей всегда приятно. А для каждого театрала особой отрадой становится приезд труппы из других городов. Тут, как говорится, можно и на новых артистов посмотреть, и себя, зрителя, показать. Вот и сейчас в Читу в рамках Всероссийской акции «Большие гастроли» приехал Братский драматический театр. В его «обойме» 5 спектаклей – «Панночка», «Номер 13», «В Контакте», «Балаган» и «Что такое этикет?». О Панночке сегодня и поговорим.

Спектакль поставлен по пьесе Нины Садур, в основе которой лежит Гоголевский «Вий». Пьеса является авторской интерпретацией «Вия» с иным построением сюжета. Оригинал, конечно, узнаётся, но здесь мы имеем достаточно самостоятельное произведение.

«Панночка» - это макабр в двух действиях, и для начала я предлагаю разобраться в терминологии. Макабр (от французского «Danse macabre» - танец смерти) – это родившийся в средневековой Европе сюжет Пляски смерти, символизирующий собой неизбежность конца жизни со всеми его неприглядными сторонами – разложение тела, гниение и смрад. Такая своеобразная эстетика служила живущим в назидательных целях – о бренности бытия и важности превосходства духовного над мирским. Ибо тело истлеет, а душа продолжит свой путь, а ей-то и воздастся по мирским делам её. Здесь же хочется коснуться и самого слова «Панночка». В контексте данной пьесы его можно рассматривать не только как «дочка пана», но и как производное от «паника». Именно такую реакцию вызывает у населения хутора один только вид Панночки. А «паника», как известно, происходит от имени греческого бога скотоводства Пана, одной из способностей которого было умение наводить на людей тот самый панический страх. А что как не страх смерти является одной из сильнейших сил, управляющих человеком?

undefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefined
1 / 10

И именно мастерской игрой с чувством страха мне запомнился этот спектакль. Панночка в исполнении Юноны Куракиной здесь является истинным воплощением зла. Даже в сценах, где она ещё живая бродит по хутору – прекрасная и одновременно пугающая, испытываешь цепенеющий трепет. А когда начинаются кошмарные три ночи молитвы, ужас, испытываемый Хомой Брутом, блистательно сыгранным Константином Калашниковым , ты как зритель буквально чувствуешь кожей. Та же седина на его голове – это не просто наваждение очаровательной ведьмы, а печать пережитого инфернального ужаса. Кроме того, нельзя не сопереживать любовной линии Хомы и помощницы кухарки Хвеськи (Ольга Кондратьева). В то же время, здесь есть, где посмеяться, отчего эмоциональный спектр от увиденного и прочувствованного становится несоизмеримо шире.

undefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefinedundefined
1 / 10

Собираясь на спектакль, я был абсолютно чист душой и разумом, вспоминал текст «Вия», его экранизацию 1967 года режиссёра Константина Ершова с несравненной Натальей Варлей, своим очарованием надолго укравшей моё сердце. Также, прокручивал в памяти другие постановки по гоголевским произведениям и ожидал что-то подобное им. Но увиденное 28 мая на сцене меня буквально потрясло. Режиссёр-постановщик спектакля Валентин Зверовщиков смог воплотить, как мне кажется, именно ту атмосферу, которую Николай Васильевич Гоголь и ощущал при написании «Вия». Мрачно, таинственно и по-средневековому жутко – вот что таит в себе его тёмная и тихая украинская ночь, где по-настоящему есть место чудесам. А чудеса, как вы видите, бывают и такие…

Возрастное ограничение спектакля - 16+.

За предоставленные фотографии отдельная благодарность фотографу Евгению Галузе.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
КОММЕНТАРИЕВ: 4
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1294066
    Надо быть очень подготовленным к просмотру спектакля: почитать Гоголя, вспомнить хотя бы худ. фильм "Вий". Но если в памяти не сохранилось ничего из этого, спектакль абсолютно мутный, непонятный. Колорит, речевые обороты, одежда, скачки - прыжки - всё это не очень впечатляет. В Братске поставили, в Забайкалье привезли - и там и там, думаю, не тот зритель, которому понравится.
    Ответить
    3
    0
  • 1293564
    Ужасный спектакль, построенный на похоти и юмор ниже пояса.
    То штаны стянуть, чтобы показать трусы казака. То казак пойдёт справлять нужду за изгородь... А панночка ведёт себя развратно, минимум одежды..
    Разочаровал спектакль. Не советую.
    Ответить
    3
    7
    • 1293767
      Это самая лучшая реклама
      Ответить
      3
      2
  • 1293536
    Был там. Очень хороший спектакль.
    Ответить
    6
    2