Смелый бюджет… на московской паперти

В Законодательном собрании Забайкальского края идёт обсуждение проекта регионального бюджета на 2022 и два последующих года. Как всегда, депутаты публично восхищаются социальной направленностью документа, манипулируют цифрами поддержки тех или иных групп населения и т.д. Нет только одного: никто не возмущается огромной зависимостью краевого бюджета от дотаций из федерального бюджета и различных фондов.
Ухабы на бюджетные стези
После того, как три года назад команда нового главы региона в считанные недели спроворила социально-экономическую программу развития Забайкальского края на ближайшие годы и с помпой её пропиарила, мы впервые узнали, что такое триллионные средства на реализацию и десятки тысяч новых рабочих мест. Казалось, вот она, жар-птица в твёрдых руках новой региональной власти, не за горами процветание забайкальцев, ибо программа, как было объявлено много раз, «стоила» 1,6 триллиона рублей. Её уверенное выполнение принесёт в бюджет края огромные деньги в виде налогов и прочих отчислений.
Но прошло время, бюджет следует за бюджетом, но ничего не меняется к лучшему. Вот и проект бюджета на 2022 и два последующих года забуксовал в своём развитии, словно грузовик в осенней хляби – и, кроме громких слов о динамичном развитии, говорит о том, что без многомиллиардных московских вливаний мы, жители края, и несколько месяцев на собственные доходы не проживём.
Судите сами. Предлагается утвердить бюджет на 2022 год в сумме 88,3 миллиарда рублей, из которых 36,8 миллиарда – это безвозмездные поступления. Почти 42% нашего главного финансового инструмента зависит от дотаций из федерального бюджета. Но даже при этом бюджет верстается с дефицитом в 2,7 миллиарда рублей. А он, конечно, ведёт к увеличению государственного долга, о чём скажем ниже.
Тут вот ещё есть какая странная деталь. Доходы бюджета на текущий 2021 год первоначально были приняты в объёме 84,3 миллиарда рублей, но позже уточнены до 98,6 миллиарда. И это в труднейший пандемийный год, когда естественно снижались налоговые и иные поступления в казну. Но если уж добились таких удивительных результатов, зачем идти на попятную и на 2022 год планировать доходы более чем на 10 миллиардов рублей меньше? Правда слово «добились» несколько преувеличивает положение дел. Текущий год ещё не закончен, а на 1 октября доходов получено только 65 миллиардов рублей. Но оценка ожидаемого исполнения доходов в конце текущего года более чем оптимистичная – 98,7 миллиарда рублей. Тот, кто формировал все эти цифры, возможно, знает нечто такое, что неизвестно всем остальным…
В целом вопросы к тем специалистам, которые формировали данный проект бюджета, возникают на каждом шагу. Вот, например, самый собираемый налог на доходы физических лиц (НДФЛ) планируется в размере 17,5 миллиарда рублей – больше всех остальных. При этом, как сказано в пояснительной записке, он на 6,4% больше, чем было собрано в 2020 году. На два последующих года он ещё больше – 18,7 и 20,1 миллиарда (правда в другом документе, в таблице доходов, НДФЛ показан ещё в большем объёме – разработчикам проекта явно не хватило координации). Хорошо, если бы авторы пояснительной записки ещё пояснили – за счёт чего такой прогресс по НДФЛ? Ведь в той же пояснительной записке сказано, что население у нас в крае, тем более работающее, не увеличивается, а уменьшается. Трудоспособного населения чуть больше 600 тысяч, а занятого в экономике и того меньше – 470 тысяч. И эти цифры ежегодно снижаются. Стабильным остаётся доля бедных, получающих доходы в размере или меньше МРОТ - 21% . Так откуда рост доходов от НДФЛ? Видимо, берут призрачный рост зарплат и делают поправку на инфляцию. Но, как свидетельствует пословица, сколько не говори халва, во рту слаще не станет.
Но при всём этом бюджеты на два последующих года почему-то свёрстаны с регрессом – в 2023 году доходы планируются в размере 83,5 миллиарда, а в 2024 году – 87,9 миллиарда рублей. Может быть, потому, чтобы побольше выпросить денег у федерального центра? И это при таких-то программах социально-экономического развития края, созданных ТОРах, точек роста, победах на шоу Восточного экономического форума, обещанных многомиллиардных инвестиций со всей необъятной Российской Федерации, десятков тысяч новых рабочих мест! Хотелось бы логики, но не видно её.
Долги наши тяжкие
Дефицит краевого бюджета, который его разработчики традиционно считают за некий дополнительный финансовый источник, на самом деле ложится тяжким бременем на тот же бюджет. Хотя сами финансисты формулируют требования рациональной долговой политики, стремление к неувеличению госдолга. Что же мы видим на деле? Госдолг растёт, как грибы в дождливую и тёплую погоду. На 1 октября текущего года он составлял 29,2 миллиарда рублей, на начало следующего года планируется в размере 31,9 миллиарда, к 1 января 2023 – 34,5 миллиарда, к началу 2024 года – 36,9 миллиарда, к началу 2025 года он должен вырасти до 37,1 миллиарда. Где уж тут до рациональности. Только на обслуживание этого долга в 2021 году из бюджета будет потрачено 1 миллиард 250 миллионов рублей, в 2022 году планируется потратить 1 миллиард 616 миллионов, в 2023 году – 1 миллиард 685 миллионов. А ведь надо ещё погашать и сами кредиты. В текущем году федеральный Минфин выделил немалую сумму дешёвых бюджетных кредитов на погашение дорогих коммерческих кредитов, реструктурировал по годам погашение бюджетных кредитов, за счёт чего сумма обслуживания долга уменьшилась. Сделано это было для того, чтобы несколько разгрузить закредитованность региона. Но наша краевая власть, очевидно, снова рассчитывает на милость федерального центра и ещё с большим энтузиазмом решила набирать коммерческие кредиты.
Конечно, корень всех бед заключается в ухудшении экономической ситуации в регионе. За отчётный период сократился объём выпуска продукции предприятиями промышленности и сельского хозяйства, увеличились темпы инфляции, снизился потребительский спрос, ухудшилась ситуация на рынке труда, снизился внутренний региональный продукт. Ждать от забайкальской экономики при этом каких-то значительных поступлений в бюджет края не приходится, остаётся, как сказано выше, убаюкивать население будущими благами за счёт фантастических программ социально-экономического развития края. Недавно стало известно, что к большому количеству всех программ, готовится ещё стратегия развития региона до 2035 года, уже формируется группа людей для этого. И снова планируется потратить на создание стратегии в пределах более 8 миллионов рублей. А сверх оптимистический прогноз социально-экономического развития Забайкальского края на 2022 и два последующих года, предложенный депутатам и публике министерством экономической политики, не более чем новые фантазии власти, к которым мы уже давно привыкли.
Удивляет ещё и то, что при всех печальных тенденциях регионального бюджета, спада экономики края количество управленцев растёт немалыми темпами. Тон задаёт при этом Администрация Забайкальского края. Если в 1916 году её численность составляла 123 государственных гражданских служащих, в 2019 году – 157, в текущем году – 217, а на 2022 год предложено утвердить 237 штатных единиц госслужащих Администрации. Это требует и увеличения финансирования органа. Тенденция парадоксальная: чем хуже дела в регионе, тем больше управленцев во власти.
В общем, у депутатов Заксобрания нелёгкая работа – тащить из экономического болота бюджет Забайкальского края.