Губернаторов запутали в оценках

Владимир Тихомиров / Общество, 15:00, 7 июня
Губернаторов запутали в оценках
Фотография из архива ZAB.RU

Вот уже 15 лет Администрация президента и федеральное правительство озабочены качеством работы руководителей регионов и раз в два-три года объявляют о новых критериях их оценки. Правда, ни разу не были обнародованы итоги этих оценок.

«Чёрная дыра» методик

На сей раз, как говорится в сообщении федерального правительства, оценка эффективности включает 38 методик – половина касается расчёта показателей за предыдущий год, остальные устанавливают целевые назначения на будущее. Некоторые методики претерпели изменения- в частности, «Качество городской среды», «Качество окружающей среды», «Цифровая зрелость». В прошлом году, когда появилось сообщение, что президент подписал Указ об оценке эффективности глав регионов, говорилось о 20 показателях, и первым из них было доверие населения региона к власти и, в частности, самому губернатору. А в 2015 году правительство предлагало оценивать работу глав регионов в динамике трехлетнего развития с опорой на собственный экономический потенциал.  Предлагалось поощрять успешные регионы грантами в форме межбюджетных трансфертов. При этом правительство считало   правильным не учитывать неналоговые доходы, чтобы исключить влияние имущественного положения субъектов, а также ликвидировать заинтересованность администраций в сохранении в госсобственности избыточных активов.

 Новшеством был контроль за выполнением региональными властями расходных обязательств бюджетов, чтобы оценивать работу губернаторов, отталкиваясь от бюджетных показателей подведомственного им региона. Предлагалось внести 30 оценочных показателей. Такие, например:  если в течение двух лет бюджет региона более чем на 50% формируется за счёт трансфертов, то контроль над расходованием средств переходит к Федеральному казначейству. А заместители губернатора, отвечающие за экономический блок, могут быть назначены и сняты с должности только по согласованию с федеральным центром. Среди оценочных критериев: годовой темп изменения валового регионального продукта, объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного жителя, темп поступления в федеральный бюджет налогов и сборов в расчёте на одного жителя,  темп изменения реальных денежных доходов жителей, площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного человека, уровень безработицы, коэффициент рождаемости и смертности и др. Именно таким образом, полагало правительство,  можно уйти от нынешней системы, когда «кто больше порогов обивает – тот больше и получает».

Следующий этап ведёт отсчет с 2017 года, когда Владимиром Путиным был подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым утвержден перечень из 11 показателей.  Среди них численность населения, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, уровень безработицы в среднем за год, реальные располагаемые денежные доходы населения и др.

Входят ли все эти пункты в обновлённый перечень критериев оценки –  в сообщении не говорится, но, думается без них нельзя.

 Больше просишь – меньше получишь

Что касается критерия, смысл которого в том, что будут поощрять не тех, кто «больше порогов обивает, тот больше и получает», а тех, кто добивается эффективности, в том числе в финансовой сфере за счёт собственных внутренних возможностей, то здесь пока наше региональное правительство не дотягивает даже до тройки.  Ведь видим, что оно только и делает что просит денег у федерального правительства, а государственный долг края остаётся высоким.  По данным регионального Минфина на 1 мая он составлял 27,8 миллиарда рублей.  Да и как ему не расти, если экономика региона в глубокой рецессии. И как при этом относиться к «обиванию порогов» в федеральном правительстве?  Губернатор Осипов и его министры называют этот процесс «работой с федеральным центром», каждый выпрошенный миллион они ставят себе в заслугу. Даже то, что половина нынешнего регионального бюджета по доходам – это дотации из федерального бюджета, дескать, вот какая большая работа проведена в коридорах федеральной власти! 

А что же сами? Итоги января-апреля нынешнего года говорят о том, что из месяца в месяц снижаются объёмы промышленного производства, в том числе в добывающей отрасли, в обрабатывающих производствах, обеспечении электрической энергией, газом и паром, водоснабжении и водоотведении, строительстве, сельском хозяйстве, обороте розничной торговли и общественного питания, объеме платных услуг населению, грузообороте автомобильного транспорта. Сократились реальные денежные доходы населения. Поэтому нельзя удивляться, что население региона снижается год от году (а это серьёзный показатель для оценки эффективности губернатора).

Ну, какую оценку по критериям эффективности здесь можно получить? В общем, передовикам - дополнительную помощь и деньги, отстающим, вроде Забайкальского края, по минимуму. Работать, дескать, надо, а не просить. А чтобы наглядно было видно, на что способны губернаторы и их исполнительная власть, правительство РФ совершенствует критерии эффективности органов исполнительной власти регионов. Они учитывают показатели, которые отражают темпы региональной экономики, развитие социальной сферы, настроения наших людей - с другой стороны, эффективность бюджетной политики и многое другое.

Хотя… Ужесточение критериев оценки, видимо, компенсируется необязательностью их учитывать.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"