"Золотая" мерзлота
11:11, 22 октября 2008
Ученые - отдельно, строители - отдельно
Вечную мерзлоту в Сибири и Забайкалье впервые обнаружили казаки-первопроходцы в 17 веке. Они доложили царю, что в сибирских просторах есть места, где даже летом земля оттаивает не более, чем на два аршина. Вряд ли они подозревали, что даже спустя столетия их потомки не смогут найти общий язык с этим коварным явлением. Каждый километр потревоженной мерзлоты требует от строителей особого подхода и внимательного изучения…
Участок Забайкальской железной дороги на 6277-6278 километрах перегона Туринская-Карымская стал своего рода одним из участков, ярко демонстрирующих борьбу человека и вечной мерзлоты. Его по праву называют "золотым", поскольку уже почти 60 лет коварное геологическое явление обеспечивает работой ремонтные бригады. По словам начальника дистанции пути Алексея Захарушкина, до восьми раз в год выправляют рабочие дорогу на этом участке, на что уходит ежегодно в среднем 4 млн. рублей. Кроме того, дорога несет дополнительные убытки из-за ограничений скорости движения составов и частыми ремонтами устройств контактной сети. Ограничение скорости движения поездов на этом участке введены с 1969 года - до 40 км/час, а иногда и до 15 км/час.
Вечная мерзлота, потревоженная человеком, начинает мстить - постоянно протаивает и вызывает просадки земляного полотна. Научный руководитель НПП "ТрансИГЭМ", доктор геолого-минералогических наук, профессор Валентин Кондратьев рассказал, что участки, где на протяжении десятков лет деформируется земляное полотно, в связи с оттаиванием вечной мерзлоты, составляют почти 85% протяженности дороги.
Та же проблема относится и к трассе "Амур" Чита - Хабаровск протяженностью 2165 километров, которая пересекает Забайкалье и Приамурье. Очень показательный в этом смысле участок 247 километра трассы - высокая насыпь через ручей Чичон. Сейчас там по крутым насыпям ездят бульдозеры - делают "полки", которые затем отсыпят крупным камнем. Это лишь очередная попытка справиться с коварной мерзлотой. До этого здесь провели дренажную канаву, покрывали откос специальной укрепляющей композицией, посыпали его композитным порошком. Все эти мероприятия оказались совершенно бесполезными в борьбе с мерзлотой. Осадка насыпи высотой 20 метров, начавшаяся в 2001 году, продолжается. Ежегодное выравнивание поверхности этого аварийного участка дорожного полотна здесь напоминает сизифов труд. Проектная скорость трассы в 100 км/час остается лишь на бумаге, пока машины идут здесь со скоростью 40 км/час.
Автодорога "Амур" Чита - Хабаровск, строительство которой начато в 1978 году, проходит между Транссибом и БАМ, и вроде бы строители уже должны были досконально использовать знания ученых о поведении мерзлоты, но, как видно из практики, этого не происходит. Вскоре после сдачи участков дороги в эксплуатацию, полотно дороги сильно перекосило, оно осаживается, из-за чего автодорога становится полигоном для экстремального вождения.
Еще в 2002 году специалисты исследовали этот участок и сделали вывод, что деформацию грунта здесь вызывает деградация вечной мерзлоты. Однако Дирекция строительства дорог на Дальнем Востоке - заказчик строительства трассы "Амур", проигнорировала результаты этих работ и в сентябре 2005 года заказала разработку проекта стабилизации аварийного участка хабаровскому кооперативу "Азимут". В 2006 году ЗАО "Труд" затратило на ремонт этого участка по их проекту около 10 млн. рублей. Эффект - почувствуйте сами, как уже говорилось выше.
В основании дороги на этом участке все еще остается 15-20 метров мерзлого грунта, поэтому, считает Кондратьев, его деградация продлится еще десятки, если не сотню лет. Поэтому дальнейшие мероприятия должны быть направлены на то, чтобы остановить этот процесс. Однако за все 30 лет строительства федеральной трассы в регионе, стоящем на вечной мерзлоте, специальные мерзлотные исследования не проводились. Для устранения последствий государство тратит сотни миллионов рублей. Руководитель краевого департамента дорожного строительства Дмитрий Палкин рассказал, что на ремонт федеральных дорог в регионе ежегодно тратится порядка 250 млн. рублей - столько же, сколько выделяется на строительство трассы Чита - Хабаровск. Дмитрий Дмитриевич отмечает, что сотрудничество между дорожными организациями и учеными должно расширяться. "Мерзлотные мероприятия учитываются при разработке проекта строительства, - сказал он. - Поэтому сейчас заказчики идут на удорожание проектов, учитывая условия вечной мерзлоты".
"Кому это нужно?"
"Нельзя забыть про дорогу, построенную на вечной мерзлоте, - уверен геокриолог Кондратьев. - Она динамична, постоянно требует к себе внимания и особых мероприятий. Такие наработки есть, но кому это нужно?" Как показывает практика, строптивое природное явление в Забайкалье обеспечивает работой и заработком ни одну сотню семей. "Золотой дождь", который ежегодно сыпется на дорожников-ремонтников, судя по всему, является причиной отсутствия интереса к исследованиям ученых. В системе торгов в условиях рынка сейчас среди проектировщиков, заказчиков и изыскателей нет места ученым. По мнению профессора, всех устраивают сегодня устаревшие строительные нормы, с помощью которых можно и деньги "выбить" и, в случае неудачи, оправдаться.
Чем раньше проведут геокриологические исследования на федеральной трассе "Амур", считает Валентин Кондратьев, тем более надежной и безопасной она будет. "Без этого автодорога обречена на перманентный ремонт, постоянные ограничения скорости движения автомобилей и колоссальные финансовые потери государства", - говорит ученый.
В России вечная мерзлота есть на 70% территории. Особо богаты ей Сибирь и Забайкалье. Именно в этих районах в ближайшие 20-25 лет будет развиваться инфраструктура страны, в том числе будут строиться автомобильные и железные дороги. В Забайкалье начинается реализация одного из крупнейших проектов - строительства 375-километровой дороги Нарын-Лугокан, в которую инвестиционный фонд России совместно с ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" намерены вложить свыше 50 млрд. рублей. Учтут ли при ее проектировании исследования ученых-криогеологов? Или эта дорога превратится в очередную "черную дыру", пожирающую миллионы государственных рублей?
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел»
Новости23:26
Небольшой снег ожидается завтра в Забайкалье
Галерея10:29, 24 октября
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
ZAB.TV19:28, 14 ноября
270 миллионов на 39 общественных территорий, а жители Соснового Бора ждут спорткомплекс
ZAB.TV17:59, 14 ноября
Крупная махинация со стройкой школ на Дальнем Востоке
Статьи20:18
«Под прицелом ZAB.RU»: чем запомнилась прошедшая неделя в Забайкалье
Новости22:24