Конец фильма в конце тоннеля
Сумму расходов на проведение Забайкальского международного кинофестиваля его организаторы решили не раскрывать. В нарушении Федерального Закона о СМИ они не предоставили информацию, либо обоснованный отказ в ее представлении на официальный запрос от ZAB.RU в установленные сроки. При этом запрос направлялся заранее, еще до багуловых дорожек, хлеб-солей и оглушительно-восторженных ликований в ангажированных СМИ. Впрочем, фактом игнорирования его теперь будет заниматься прокуратура.
А ведь всего-то и хотелось узнать, во что обойдется подобный пир духа в наше, в общем-то, не праздничное время, и кто будет платить по счетам. Но, очевидно, на волне всеобщего пафоса, такой вопрос показался культурным и административным небожителям моветоном, и решение ими было принято одно и единственно верное – не обращать внимание. Как принято говорить в этой среде: «Собака лает, а караван идет».
Запросу в краевое министерство культуры предшествовал телефонный разговор, при этом минкультовским чиновникам могли бы позавидовать жители Лаконии, славящиеся умением говорить мало. В общем, никакой информации получить не удалось, нам предложили направить запрос (наверное, заранее зная, что отвечать на него не придётся), и посоветовали обратиться к держателю бренда «Забайкальский международный кинофестиваль». А держателем, или кем там ещё, по официальной трактовке, является некая организация с названием «Ассоциация «Забайкальское землячество»». Так вот, по примеру прошлых годов, априори считалось, что все расходы по празднику души и продолжению банкета берет на себя именно эта Ассоциация, во главе которой стоял ее основатель и вдохновитель, известный в российском масштабе бизнесмен Виктор Шкулёв, ведущий происхождение из Улётовского района. Как бы между строк давалось понять, что все расходы возьмут на себя меценаты, любящие кино. Павда, потом оказывалось, что насколько миллионов – таки пришлось уделить из краевого бюджета. Но такие мелочи уде никого не интересовали. Также упоминалось о генеральном спонсоре – раньше таким был «Норнкель», бравший себя две трети всех расходов. Но вот в этом году информация о финансировании стала подобна засекреченным данным Генштаба или Службы внешней разведки. Нигде ни слова, ни полслова не был сказано о щедром источнике и объеме излившейся из него финансовой благодати. И вопросов ни у кого, благодаря выстроенной аппаратом губернатора, информационной политики, ни у кого не возникло. Ведь неприлично спрашивать о низменном на фоне пения муз и сверкания фотовспышек.
И вот на фоне отсутствия какой-либо информации, мы с полным право можем предположить (обратите внимание – именно предположить, а не утверждать), что в общую кассу кинофестиваля влились и бюджетные средства. И – неплохие такие средства. К таинствам распределения нам, кстати, не привыкать – достаточно вспомнить пресловутый Фонд развития Забайкалья, доступ к информации о деятельности которого теперь наверное может получить офицер ФСБ в чине не ниже майора.
Если же предположить, что финансирование взяла на себя та сама Ассоциация, что ж давайте обратимся к открытым данным, наглядно раскрывающим финансовый уровень организации.
Итак, исходя из открытой справочной системы в Чекко, выручка и чистая прибыль Ассоциации в прошлом году была равна нулю. Активы же на тот период составляли 735 тысяч рублей, согласитесь, этого хватило бы на один банкет для гостей фестиваля и то, по читинским ценам. Но нет, в графе «Госзакупки» также значится ноль. А вот в той же графе, но на странице администрации Читы, в аккурат перед фестивалем есть контракт, заключенный с ООО «Одесса» (владелец и руководитель Ирина Бажина), на организацию одного обеда и одного ужина общей стоимостью в 562 000 рублей. Мы не утверждаем, что эта закупка ввязана с фестивалем, просто отмечаем любопытное совпадение.
Кстати говоря, господин Шкулёв, что недавно приобрёл ИА Чита ру, оказывается, больше не является предводителем Ассоциации земляков. В уставных документах организации он числится экс-учредителем, а директором там значится некто Сергей Фёдоров. Судя по данным из Сети, он специализируется по конкурсному управлению и банкротству предприятий. То есть, и он сам спонсором такого масшабного мероприятия быть никак не может.
Кстати, еще она интересная деталь – в самом конце прошлого года из учредительных документов была удалена запись не только о Викторе Шкулёве, но и о целом ряде статусных персон. Например, об актёре Алесандре Михайлове, бывающего в Забайкалье, кажется, уже чаще, чем на съемочных площадках, о бывшем руководителе представительства Читинской области в Москве Викторе Столярове и его коллеге – представителе Агинского округа Очира Дамдинова. Всего же из списка учредителей выбыло восемь человек.
Впрочем, гадать на этой гуще, замешанной на заговоре молчания, можно долго и безрезультатно. На сегодняшний есть один факт – намеренное замалчивание информации об источниках финансирования и бюджете мероприятия. И потому никак нельзя не выдвинуть версию о том, что без участия краевой казны тут не обошлось. Возможно – через всяческие явные или тайне фонды, но не обошлось. Ведь у губернатора уже есть выстраивания себе имиджа за счет краевой казны – достаточно вспомнить его предвыборную кампанию. Кинофестиваль добавил к его карме еще несколько плюсов, и очень плохо, если для бюджета края они обернулись минусами. Когда безуспешно ждут новоселья тысячи сирот и обитателей аварийного жилья, ждут ремонта сотни разрушающихся школ и детсадов, ждут решения острейшие социальные проблемы, так и не решенные со дня восшествия Александра Осипова в кресло № 1, пировать за счет края как-то стыдно. Впрочем, мы будем рады, если ошибаемся и те, кто должен ответить, ответят, наконец, на вопрос «откуда дровишки?». А пока на языке крутится цитата из другого стихотворения: «Я не знаю, зачем, и кому это нужно…»