Межа на социальном поле

Владимир Тихомиров / Общество, 12:10, 11 августа 2022
Межа на социальном поле
Фотография из архива ZAB.RU

По опубликованным данным агентства РИА Рейтинг - в Забайкальском крае только 11,1% жителей можно отнести к среднему классу, что даже не дотягивает до среднероссийского показателя.  Зато доходы чиновников в десятки раз превышают уровень простых россиян.

 «Слуги народа» и чувство меры

И ведь не весть какие блага приписываются среднему классу. В соответствии с достаточно распространенным подходом под средним классом принято понимать работающих людей с трудовыми доходами, позволяющими приобретать дорогостоящее имущество (жилье и машины), позволить себе раз в год качественный отдых где-нибудь у моря, а также имеющими относительно высокий уровень текущего потребления. В рейтинге регионов по этому показателю Забайкальский край на 26 месте в Российской Федерации. И если верить теории, что средний класс является стабилизирующим фактором социально-экономического развития страны, то понятно, что когда только каждый десятый житель региона может быть отнесён к среднему классу, ни о какой стабильности речи быть не может. Бедность зашкаливает. В Забайкальском крае к беднякам можно отнести каждого четвёртого жителя, то есть с доходом ниже прожиточного минимума, который сегодня составляет у нас 14805 рублей. И эти факторы – реальный результат «эффективности» работы всех тех, кто сегодня управляет регионом и с помощью своих многочисленных пиар-служб создают на словах и в картинках в СМИ ситуацию благополучия и процветания.

Очередные декларации даже наших региональных управленцев нередко в 400-500 тысяч рублей в месяц, а у некоторых даже больше, на этом фоне вызывают недоумение и раздражение. Ведь при сегодняшней рыночной системе хозяйствования труд, как никогда, должен оцениваться по конечному результату, а не быть неким оторванным от реальности фетишем. И управленцев это тоже касается.

 На зарплату чиновников люди реагируют наиболее остро. Если олигархи со своими миллиардами – это всё же для людей некая экзотика, то чиновники – совсем другое. Они, во-первых, всегда на виду, с ними людям приходится тесно общаться, и люди могут составить мнение и о степени интенсивности их работы, и о их реальной полезности, и о добросовестности. Их работу они традиционно переносят на конкретные результаты, которые так или иначе отражаются на жизни народа. Во-вторых, люди знают, что деньги на зарплату чиновников берутся из их общего кошелька под названием бюджет. И часто недоумевают, почему власть не может компенсировать за счёт этого кошелька цены на услуги ЖКХ, лекарства, дорогостоящее лечение, образование и проч., но при этом тратит большие средства на функционирование чиновников. Где справедливость и чувство меры?

Удивляет ещё и то, что при всех печальных тенденциях экономики и социальной составляющей края количество управленцев растёт немалыми темпами. Тон задаёт при этом Администрация Забайкальского края. Не грех ещё раз отметить такой тренд. Если в 2016 году её численность составляла 123 государственных гражданских служащих, в 2019 году – 157, в текущем году – 217, а на 2022 год предложено утвердить 237 штатных единиц госслужащих Администрации. Это требует и значительного увеличения финансирования органа. Тенденция парадоксальная: чем хуже дела в регионе, тем больше управленцев во власти.

Да, конечно, нашим забайкальским чиновникам далеко до доходов управленцев регионального уровня. Но, думается, именно их безудержная жажда наживы – именно наживы, а не доходов от собственной плодотворной деятельности – служит дурным примером и для региональных управленцев. Вот красноречивый пример. Выяснилось, что у корпорации «Роснано» образовались долги в 134 миллиарда рублей (!). А у недавнего руководителя этой государственной структуры зарплата росла как на опаре. До 2014 года его годовая зарплата составляла 20 миллионов рублей, в 2015 году выросла более чем вдвое – до 45 миллионов, затем ещё в четыре раза – до 180 миллионов рублей в год (15 миллионов в месяц). И это, как утверждают эксперты, не считая доходов от членства в разных советах директоров. Например, в одно из последних лет он заработал 1 миллиард рублей от закрытого ПИФА. И этот пример далеко не единственный из среды наших российских чиновников.

 Бой с собственной тенью

В    этих условиях, когда нередко чиновники и депутаты слились в экстазе с бизнесом, заняты зарабатыванием денег (подозреваю, что реальные их доходы кратно выше декларируемых), когда интересы народа остаются на втором плане – коррупция и прочие экономические нарушения просто неизбежны. Ведь борьба с коррупцией поручена тем же чиновникам. Да и кому ещё её поручить в отсутствие гражданского общества? Получается, что чиновники должны бороться с этим опаснейшим злом как с собственной тенью, ими же порождённой.

Вот недавнее сообщение о том, что восемь депутатов в нашем крае (разных муниципальных собраний) лишены мандатов за то, что не подали декларации о доходах, косвенно подтверждает такое положение. Нельзя ничего голословно утверждать, но нежелание «слуг народа» показать народу свои доходы может говорить только о том, что есть что прятать. Их ход мысли: лучше лишиться депутатского кресла, чем навлечь на себя непомерными доходами внимание правоохранительных органов.

При этом в прокуратуре края отметили, что в первом полугодии текущего года было пресечено полторы тысячи нарушений законодательства о противодействии коррупции – к дисциплинарной ответственности привлечено 328 лиц, к административной ответственности – 37 человек, в отношении шестерых «ответственных работников» возбуждены уголовные дела. Они обвиняются в хищении бюджетных средств и злоупотреблениях должностными полномочиями.

Конечно, воры и мошенники были во все времена. Но вот видно невооружённым глазом: чем больше межа в благосостоянии чиновников и депутатов и основной массы народа, тем больше аппетиты первых и больше наглости в присвоении народных средств.

И межа отчуждения «слуг народа» и самого народа всё больше.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"