И рыбку съесть…
Вот уже несколько лет с рыбацкого фронта приходят тревожные вести. Как сообщают рыбаки с передовой, враг с сетями наступает по всем направлениям. Не считаясь с потерями, а именно с погибшей и протухшей в сетях рыбой, супостат-браконьер оттесняет позиции порядочных рыболовов всё дальше, и сдерживать его уже сил нету. Смелыми разведчиками были совершены отчаянные вылазки на территорию врага с целью снять и сжечь браконьерские сети. Однако, в самый разгар праведной операции рыбакам пришлось поспешно отступить. Красноречивые надписи на поплавках браконьерской снасти гласили, что, мол, мы вам не враги и что добыча рыбы тоннами с помощью китайских сетей согласована на самом верху. Вот с самого верха и давайте разбираться. Устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.
«Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник, относящийся к особо охраняемой природной территории регионального значения». От одной этой аббревиатуры в дрожь бросает. Несведущий человек, прочитав сие послание, может справедливо подумать, что тут не то что рыбу нельзя ловить, но даже и в принципе находиться. Имеется и не менее пышное описание этой ООПТ: «Заказник создан для экологически безопасного освоения, сохранения и восстановления природных систем, оздоровления экологической обстановки на периферии Байкальского бассейна для постепенного восстановления и улучшения качества природных сред». Далее следует длинный список, что здесь можно, и чего нельзя, но нас интересует именно рыбалка и ситуация с браконьерами.
Оказывается, браконьеров нельзя называть браконьерами, поскольку ловля сетями включена в список промышленного рыболовства, которое разрешено на этой территории вкупе со спортивной и любительской рыбалкой. Подумать только, запрещено пребывание на территории с любыми орудиями добычи животных, запрещено выгуливать скот, жечь костры, съезжать к воде с дороги, заготавливать древесину, распахивать целину, использовать удобрения. В общем, защитили матушку-природу со всех сторон, но для рыбаков с сетями сделали великодушное исключение. Видимо, это исключение закрывает глаза на сети озера Шакша, натянутые в три ряда вдоль берега. Да так, что не проплыть на лодке. Исключение это, по всей видимости, разрешает бросать сети, в которой пропадают тонны рыбы. При этом простому рыбаку запрещено заниматься ловом до 20 июня из-за нереста, запрещено выезжать на лёд из-за экологии, запрещено плавать на незарегистрированных лодках.
Любой нормальный человек, у которого проблемы со здоровьем, звонит в больницу. Если вор ломится в дом, вызывают полицию. Если зафиксирован факт взятки, дают знать отделу по борьбе с экономическими преступлениями. Следуя этой незамысловатой логике, наша редакция отправила запрос в Министерство природных ресурсов Забайкальского края, указав на следующие вопросы: «На каком основании разрешена ловля рыбы предпринимателям на особо охраняемой природной территории и как вы можете прокомментировать информацию о рыболовных сетях, маркированных бирками «частный предприниматель». Казалось бы, простейшие вопросы тем, кто должен сохранять природу, поскольку Министерство носит одноимённое название.
В положенное время пришёл ответ, который оказался настолько лаконичным, что я позволю себе процитировать его полностью: «В соответствии с письмом от 24 августа 2022 года №11 Министерство природных ресурсов Забайкальского края сообщает, что вопросы, изложенные в запросе, относятся к полномочиям Министерства сельского хозяйства Забайкальского края». И подпись: «И.о. министра природных ресурсов К.В. Дзасохов». Какой же я был дурак, когда пытался решить вопрос о защите природы у Министерства природных ресурсов. Это же очевидно, что рыбами заведуют сельскохозяйственники. По этой логике за борьбу с терроризмом отвечает Министерство здравоохранения.
Трудности закаляют. Отправляю подобный запрос в Минсельхоз Забайкалья. Помните, как говорил Задорнов? Наберите в грудь побольше воздуха. Цитирую ответ: «В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года №503, в Забайкальском крае исполнение полномочий по осуществлению управления в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, озера Байкал, относится к компетенции Министерства природных ресурсов Забайкальского края». Итак, Минприроды и Минсельхоз так и не смогли поделить между собой зоны ответственности. Напоминаю, что это были официальные запросы от официального СМИ, ответ на которые пришлось ждать две недели. А что в таком случае могут сделать простые смертные рыбаки, лавирующие на своих челнах между километрами сетей.
Тем не менее, Минсельхоз решил помочь разобраться в проблеме, и предоставил подробный отчёт, объясняющий, почему в ООПТ стоят сети. Оказывается, что: «В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных ресурсов» промышленное рыболовство является видом предпринимательской деятельности и осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а сети являются одним и разрешённых орудий добычи (вылова) при осуществлении промышленного рыболовства». Более того, приводятся очень конкретные цифры, чего и сколько разрешено к вылову в 2022 году в ООПТ. Буду округлять, дабы наш читатель не утруждался количеством граммов и килограммов, тем более что речь идёт о тоннах. В общем, окуня пресноводного можно добыть почти восемьдесят тонн, плотвы (по-нашему чебака) – почти шестьдесят тонн. Ельца (булуса) более шести тонн, а также четыре с половиной тонны сазана, три с половиной тонны щуки и почти тонну сома пресноводного.
Зная русский менталитет, эти цифры можно смело умножать на десять. При этом среднестатистический дедушка с удочкой, посмевший выловить щуки больше нормы, получает штраф. Щука должна быть определённой длины и определённого количества. Предпринимателям же разрешено выловить в этом году 174 тонны водных биоресурсов. При этом в прошлом году эта норма составляла тридцать шесть тонн, а в 2020 – тридцать тонн. Решили увеличить вылов почти в шесть раз, поскольку спрос, скорее всего, рождает предложение.
Прошу заметить, что предприниматели не относятся к малочисленным народам, вроде чукчей, которым одним дозволено гарпунами добывать кита на море. Предприниматели продают окуня вдоль трасс по цене от пятисот рублей за пять рыбок, густо приправленных придорожной пылью и выхлопными газами. При этом: «Искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства». Говоря более человеческим языком, раз ведётся добыча, то ведётся и зарыбление, но для рядовых рыбаков от этого не лучше.
При этом я говорю только о легальной добыче сетями, а сколько их стоят незаконно, превращаясь в браконьерскую снасть?