Трансграничная зона попала… в реанимацию

Владимир Тихомиров / Общество, 11:36, 10 октября 2022
Трансграничная  зона попала… в реанимацию
Фотография из архива ZAB.RU

В недавнем интервью российскому агентству «Интерфакс» губернатор Александр Осипов сообщил на всю страну, что совместно с Минвостоком «рассматривает создание трансграничной зоны особого режима. Это будет ни национальное, ни международное, а уникальное регулирование между двумя странами».

Старый новый проект

Губернатор заинтриговал основательно. Что же это ни национальное, ни международное, а некое уникальное регулирование между двумя странами образование?  Интригу глава нашего края сохранил до конца, ни словом не обмолвившись об этом механизме.

Надо отдать должное Александру Осипову - в первые же недели своей деятельности в Забайкальском крае в роли ещё врио губернатора он оценил необходимость давно заболтанной с нашей стороны совместной российско–китайской свободной экономической зоны, хотя китайцами она уже почти 30 лет как построена. Он назвал её Трансграничной зоной и в интервью РИА Новости в то время обещал серьёзно заняться этой проблемой. Ибо, убеждён он, такая зона серьёзно помогла бы развитию бизнеса с могучим соседом.

Позади почти четыре года, но что-то не слышно о каких-либо усилиях по реанимации этого проекта с большой бородой. Правда, загадочности в проекте стало больше, но и только. В то же время заметим, что ни для России, ни для Китая создание таких Трансграничных зон – не есть нечто загадочное и уникальное, обе страны десятилетиями используют данный экономический механизм на основе двусторонних правительственных соглашений. В настоящее время, например, такие зоны (иначе Зоны пограничного экономического сотрудничества – ЗПЭС) с начала 90-х годов прошлого столетия созданы на пограничных территориях в районе г.Благовещенска (со стороны КНР Хэйхэ), п. Пограничный (со стороны КНР Суйфеньхэ), п.Зарубино (со стороны КНР Хуньчунь). Планировалось, что ЗПЭС станут действенным механизмом трансграничных местных свободных экономических зон (СЭЗ) на основе двусторонних правительственных соглашений.

Но именно в этом и состоит в настоящее время проблема. В интервью РИА «Новости» четыре года назад Александр Осипов сказал, что «здесь нужна серьёзная работа на уровне межправительственных соглашений». Он справедливо заметил, что для этого сначала надо нам самим понять, какие производства, логистические и складские мощности, объекты туризма, общепита, досуга можно было бы там разместить, чтобы мы могли использовать гигантскую растущую экономику Китая.

Возможно, четыре года – это не тот срок, за который можно всё это понять, тогда долгие ожидания конкретных действий извинительны. Но всё дело в том, что не четыре года, а больше 30 лет идёт словесная трескотня по поводу этой зоны, как бы её не назвать – свободная экономическая или трансграничная.

 Символ застоя

Такие обещания и намерения для нас, забайкальцев,  не новость. Помнится, в 2018 году, вернувшись с 1V Экономического форума Дальнего Востока, бывшие руководители Корпорации Забайкальского края с большим энтузиазмом докладывали землякам: «Проект строительства российской части приграничного торгового комплекса «Забайкальск–Маньчжурия» станет одним из самых перспективных и амбициозных проектов, который существенно повлияет на развитие приграничного сотрудничества. Единая территория приграничного торгового комплекса по обе стороны государственной границы войдет в историю, как первый подобного рода проект и символ нового этапа развития отношений между Россией и Китаем». Заметим, что это было заявлено ещё до пришествия в край Александра Осипова.

Ну, со временем всё это, как и многое другое в обещаниях наших краевых руководителей забылось, ушло в Лету. «Символ нового этапа развития отношений» превратился в символ застоя, а о проекте теперь говорят, как о ноу хау. Но у этого новшества уже очень большая борода. Кроме красивых слов – нет никаких практических действий.

Напомним: идея создания торговой зоны в районе Забайкальск - Маньчжурия появилась ещё в 1992 году, в целях реализации которой между Читинским исполнительным комитетом и Народным правительством Автономного района Внутренняя Монголия было заключено соглашение по данному вопросу. Планировалось, что российские граждане и фирмы будут торговать своим товаром в китайской части зоны, а китайские соответственно в российской. Китайская сторона инвестировала в проект около 100 миллионов юаней и реализовала соглашение вводом в эксплуатацию своей части торговой зоны в 1996 году. Там были созданы торговые площади, филиалы банков и обменные пункты, гостиницы, рестораны, другие зоны отдыха и прочая инфраструктура. Российская часть торгового комплекса не построена до настоящего времени.

Да, надо признать: в ходе реализации проекта возник ряд труднопреодолимых препятствий. Основные из них - недостаточная поддержка проекта на федеральном уровне, отсутствие федерального закона, определяющего механизм создания и функционирования торговых комплексов, дефицит финансовых ресурсов. Первоначально предполагалось, что торгово-экономическая деятельность, осуществляемая в пределах приграничного торгового комплекса «Забайкальск», получит льготы в части таможенных тарифов и пограничного оформления. Многочисленные попытки добиться желаемого результата оказались безуспешны. Правительство Российской Федерации категорически возражало против предоставления каких-либо преференций, настаивая на реализации проекта в рамках действующего законодательства. Особенно их пугал упрощённый пограничный контроль, в котором они видели источник различных злоупотреблений и нарушений.

Возможно, в настоящее время, когда наша страна в силу известных причин повернулась в международном сотрудничестве резко на восток, эти вопросы решить можно быстрее и эффективнее.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"