ГОСАРХИВ: «А город подумал – учения идут…»
Кто из старшего поколения не помнит песню «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского? А ведь речь в ней идет о реальном случае, когда два советских летчика увели падающий истребитель ЯК-28 от жилых кварталов Берлина в 1966 году. Но на деле такие ситуации угрожали тем, кто живет возле военных аэродромов, не раз и не два. Чита – тоже не исключение.
Учитывая, что в те времена, когда интернет еще далеко не везде раскинул сети, и не было цифровых камер, информация надежно пряталась в папки под грифом «секретно», таких происшествий, возможно, было и больше. Потому до нас дошли лишь происшествия из «новейшего времени», и только самые громкие авиакатастрофы из прошлого, которые скрыть было просто невозможно.
Это были не диверсанты
В начале декабря 1981 года по Чите поползли слухи о том, что ракетчики сбили вражеский самолёт, который должен был доставить диверсантов. На волне международной напряженности на советско-китайской границе и ежедневного ожидания начала войны, такие слухи не казались слишком уж фантастическими. Очевидцы рассказывали, что военные оцепили Титовскую сопку и выносили тела диверсантов. В прессе не было ни строчки об этом инциденте. И огласку он получил уже в конце 20-го века.
3 декабря на военном аэродроме Домна должен был приземлится самолет Ил-22 (военно-транспортная модификация гражданского Ил-18), летевший из Омска. Он вез в Читу комплексную группу офицеров управления и штаба армии и Новосибирского ракетного соединения для приема в состав армии и соединения ракетного полка. На подлете к Домне самолет попал в сложные метеоусловия, и сбился с курса. В итоге, нарушив схему захода на посадку, машина врезалась в сопку, разломившись на две части. Из тридцати трех человек в живых остался только один.
Был только МиГ…
Больше всего в Забайкалье не везло боевым истребителям. Только самых известных случаев с момента распада СССР насчитывается почти десяток. И все они произошли вблизи от Читы.
22 августа 1995 года под Читой во время тренировочного полета потерпел катастрофу истребитель МиГ‑29. Самолет разбился при заходе на аэродром «Черемушки» в нескольких метрах от взлетно‑посадочной полосы. Летчик погиб. Отметим, что эта машина должна была выполнять показательные полеты над областным центром в честь юбилея воздушной армии.
Следующий МиГ упал через три года. 25 сентября 1998 года истребитель потерпел катастрофу при взлете на аэродроме Домна близ Читы. Самолет упал практически сразу после взлета, летчик погиб.
Трагедия повторилась 24 октября 2008 года, в 92 километрах от Читы в Улётовском районе между селами Черемхово и Хадакта. Управлявший самолетом летчик третьего класса катапультировался. А вот 5 декабря этого же года все закончилось трагически – при падении МиГ-29 возле Читы пилот погиб.
6 сентября 2012 года пополнило «черный список» аэродрома в Домне. В тот день МиГ упал в 28 километрах от Читы. Пилот погиб.
26 апреля 2017 года звено истребителей-перехватчиков МиГ-31 авиабазы морской авиации Тихоокеанского флота на Камчатке в боевом снаряжении совершило длительный перелет на аэродром Домна. Дальность перелета составила более 3500 км. По информации пресс-службы Восточного военного округа, в ходе полета летчики выполнили задачи противовоздушной обороны с отработкой элементов воздушного боя. Во время перегона одна машина упала в ста километрах от Читы. В некоторых СМИ отмечали, что он был ошибочно сбит ракетой, выпущенной с полигона Телемба в Бурятии.
По непроверенным данным…
Ветераны ВВС вспоминали о падении фронтового бомбардировщика Ил-28 возле Читы в начале 60-х годов прошлого века, а также о падении истребителя у озера Арахлей в 1968 году. Вот как вспоминала об этом очевидица событий на одном из читинских форумов:
«Я как раз отдыхала, сразу за Преображенкой, спуск и чуть подальше кусты. Мне было 9 лет, но я все помню - было после обеда, жара, вдруг кричат - самолет падает! Он вертелся и блестел на солнце, воткнулся носом как раз напротив базы геологов, ближе к ним, чем к нам, через минуту загорелся. В этот день никаких самолетов не летало над озером. Утром следующего дня понаехало техники, расположились около нас на поле, вытаскивали что смогли, уехали вечером. По слухам - летчики спаслись».
Возможно, речь идет о самолете МиГ-21, который тогда составлял основу истребительной авиации СССР.
Старожилы рассказывают еще одну историю про Арахлей. Будто там затонул военно-транспортный самолет.
«Вояки летали, и на бреющем [полёте] переворачивали рыбацкие лодки. Потом не справились с управлением и врезались в воду. Экипаж выбрался наружу и с фюзеляжа самолета умолял рыбаков их спасти. Рыбаки поартачились немного, и спасли своих «злодеев». Самолет позже военные вытащили на берег», - пишет посетитель форума.
Подбросить до Читы
Крупной трагедией обернулась незапланированная посадка 5 августа 1994 года транспортника АН-12 ВВС России на аэродроме Бада (Хилокский район). Самолет летел из Джиды в Читу, приказ о посадке в Баде, где раньше базировались бомбардировщики СУ-24, поступил от руководителя полетами, а, как рассказывали очевидцы, ему отдал распоряжение командующий тогда 23-й воздушной армией генерал-лейтенант Анатолий Васильев. Посадку нужна была, чтобы подбросить в Читу на совещание командира авиаполка в Баде полковника Александра Жаркова.
В тот день над Хилокским районом стояла низкая облачность - очевидцы тех событий утверждали, что видимость была нулевой – взлетно-посадочную полосу не было видно даже с вышки руководителя полетами. В такой метеообстановке командир корабля принял решение сделать контрольный заход для установления условий посадки. Руководитель полетов дал добро на этот манер. Выполнив заход на посадочный курс, самолет отклонился от направления на полосу примерно на полкилометра. Руководитель полетов стал корректировать движение. Но из-за рельефа местности первая команда на изменение курса не была услышана. А вторая прозвучала уже поздно. В это время самолет летел на высоте всего 250 метров над поверхностью земли – только так можно было визуально ориентироваться на местности. До начала посадочной полосы осталось 5200 метров, когда тяжелая машина зацепила крылом вершину сопки. После этого самолет потерял управление, рухнул на сопку и взорвался. Погибло 47 человек.
Не дотянули до Читы
Село Новотроицкое в Читинском районе тоже однажды чуть не стало жертвой авиакатастрофы. 27 августа 1984 года военный самолет АН-12 с аэродрома в поселке Укурей (Чернышевский район) выполнял тренировочный полёт. Через час после взлёта у машины отказали сразу три двигателя из четырех. Командир корабля доложил о случившемся ведущему группы, и по его команде взял курс на аэродром Черемушки в Чите. Однако поняв, что до города им не дотянуть, командир приказал садиться на поле у села Новотроицкое, не выпуская шасси. К несчастью, в баках было много неизрасходованного топлива, возник пожар, и самолет полностью сгорел.
Это только небольшая часть воздушных происшествий в Забайкалье. Учитывая последние события, жители края все настороженней всматриваются в небо…