Молочные реки с чужих берегов

Владимир Тихомиров / Общество, 16:40, 26 октября 2022
Молочные реки с чужих берегов
Фотография из архива ZAB.RU

Как сообщил Забайкалкрайстат, рост цен на молоко и молочную продукцию в нашем крае в сентябре замедлился, поскольку в других регионах, откуда нам поставляется этот продукт, увеличили его производство, а также снизили издержки ведения животноводства.

 Семилетка осталась на бумаге

Честно говоря, читать такое обидно. Забайкальский край (бывшая Читинская область) всегда отличался своей марочной продукцией – молоком. Особенно пригородные Читинский, Улётовский, Карымский районы, Агинский автономный Бурятский округ, другие районы поили молочком значительно большее, чем сейчас, население региона, а какое-то количество отправляли и соседям.  И вот на тебе – теперь и по количеству, и по качеству, и по цене забайкальцы зависят от других регионов, о чём с гордостью сообщает наш Забайкалкрайстат. Дескать, и стерилизованное молочко, и творог, и сыры, и ряженка с кефиром не то чтобы подешевели, но растут в цене не так быстро, как ещё недавно.

А что же Забайкальский край? Тот же Забайкалкрайстат свидетельствует о том, что в январе-августе текущего года забайкальскими животноводами произведено всего 97,3% молока к соответствующему уровню 2021 года. Снижение производства любой продукции всегда влечёт рост цен, но спасибо другим регионам, которые не сокращают, а увеличивают свои молочные реки, часть из которых заходят и в наш отстающий край и не дают ценам расти ещё быстрее, чем до сих пор.

А ведь только сравнительно недавно закончился срок краевой долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2013–2020 годы)». Принималась она с помпой и была многообещающей, в том числе для молочного животноводства. Там прямо сказано, что в Забайкальском крае ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство, доля которого составляет порядка 80%, при этом доля молока – 36%. Поэтому развитие скотоводства в крае является приоритетным направлением.

Реализация мероприятий, говорилось в программе, позволит обеспечить: увеличение … молока до 378,6 тысячи тонн. И методы в запланированную семилетку были неплохими: цель, говорилось в программе, достигается посредством решения задачи по увеличению объемов производства основных видов продукции животноводства через увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства,  повышения их продуктивности, создания сбалансированной кормовой базы и перехода к новым технологиям  содержания и кормления стада, обеспечение породного обновления животных и эффективного использования биопотенциала новых пород…. 

То есть, повторим, уже к 2020 году намечалось производить в крае 378,6 тысячи тонн молока. А что же на деле? В 2021 году было произведено 233,6 тысячи тонн этой продукции – то есть отставание колоссальное. В текущем году, очевидно, ждать серьёзной прибавки этой продукции не приходится – вот и радуемся, что другие регионы с выгодой для себя подкидывают нам на прилавки пастеризованное молоко и другие молочные продукты.

 «Весёлый молочник» смеётся над прожектами

А где же у нас увеличение объёмов молочного животноводства через повышение продуктивности на основе научного ведения отрасли и эффективного использования пород? В программе записали, но за семь лет об этом и не вспомнили, рапортуя народу о каких-то эфемерных успехах в сельском хозяйстве. Помнится, однажды представитель Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций в Забайкальском крае заявил, что объемы производства молока в нашем регионе самые высокие в Дальневосточном федеральном округе.

Сомнительно, но спорить не будем. Лучше пройдёмся по нашим магазинам в Чите и посмотрим на продукцию. Пачки с молоком из Приморья, Хабаровска, Иркутска, Красноярска, Омска, из Подмосковья и даже…из Австралии. Молоко местного разлива – великая редкость. Да и как ему быть, если, по признанию того же Агентства, внутри региона «перерабатывается лишь десятая часть этого сырья». Вот и приходится в исконно молочном регионе людям покупать упаковки «Весёлого молочника» и прочих брендов далёких производителей. Наш частник готов залить молоком весь край, но его некому заготавливать – потребкооперацию развалили. Забайкальские сельчане снижают производства этой продукции. 

Вызывает сомнение и вот ещё что. В Забайкальском крае, по оценке Забайкалкрайстата, доля хозяйств населения в производстве молока – 92,3%.  И как же в этом случае разработчики названной выше программы развития агропромышленного комплекса собирались на основе науки и современных технологий обновлять молочное стадо и добиваться увеличения производства молока? Входить в каждый крестьянский двор со своими новациями? Вряд ли их там примут с распростёртыми объятиями.  Единственное, что может помочь в этом – восстановление потребкооперации, которая будет стимулировать население к увеличению производства молока и молочных продуктов.

Но и это тоже остаётся на бумаге многие годы. Ещё в 2012 году в крае была принята целевая программа по развитию потребкооперации на четыре года. И какие перспективы были нарисованы! Строительство и модернизация 30 перерабатывающих предприятий, создание 751 нового рабочего места, кратное увеличение налогов в бюджеты разных уровней, увеличение совокупного объема хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации до 3 миллиардов 160,2 миллиона рублей и проч. И на всё это было запланировано потратить из краевого бюджета около 160 миллионов рублей.

Что в итоге? Всё тот же «Весёлый молочник» на прилавках наших магазинов.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"