«Прямая линия» преломилась в кабинетах чиновников

Владимир Тихомиров / Общество, 19:20, 7 ноября 2022
«Прямая линия» преломилась в кабинетах чиновников
Фотография из архива ZAB.RU

«Прямая линия» с Александром Осиповым, состоявшаяся 6 ноября, вопреки многим парадным отчётам руководителей края, высветила реальную картину не очень устроенной жизни забайкальцев. Их волновали не ТОРы, кластеры и гигантские проекты края, а самые обычные бытовые проблемы. А их накопилось огромное количество.

 Если гора не идёт к Магомету…

Естественно, немало было вопросов от пострадавших людей от паводков – в прошлом и нынешнем годах. Оказывается (и это оказалось неприятным открытием), таких в нашем крае много. Ежегодно на ликвидацию этой, ставшей традиционной для нашего края, беды выделяются немалые деньги, идёт бодрая информация, что никто из пострадавших не будет забыт, а тут сразу несколько звонков с мест: когда же будут выплаты, помогите!

Конечно, губернатор просит разъяснить ситуацию руководителя администрации г. Читы Александра Сапожникова и главу Читинского сельского района Виктора Машукова, где проживает большая часть пострадавших. Но вот их разъяснения – словно детский лепет: до сох пор не составлены списки пострадавших, поскольку они сами, дескать, не идут с заявлениями в муниципалитеты.  По какой причине не идут – не ясно, возможно, просто не знают куда, к кому и с какими документами идти следует. Но что же чиновники этих муниципалитетов? Неужели им самим трудно пройтись по дворам, оформить всё как надо? Ведь если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. Но, похоже, губернатор их понял и посоветовал им разъяснить пострадавшим, что если не идут с заявлениями, то пусть найдут способ самим себе помочь.

Впрочем, паводками обеспокоены не только пострадавшие от них люди, но и другие забайкальцы, которые спрашивали – а что же делается в крае для того, чтобы вообще избежать такой масштабной беды, мучающих всех на протяжении многих лет? На что губернатор ответил, что его правительство ждёт ответов от науки – с этой просьбой он обращался в соответствующие федеральные органы. Дескать, пусть бы приехали в край светилы науки и дали нам полное разъяснение, что делать, чтобы вода больше на размывала огороды и не лишала бы людей крова. Но нелепость ожидания заключается в том, что в Забайкальском крае есть целое научное учреждение с многочисленными специалистами и научными работниками, которые десятилетия изучают эти проблемы в регионе, пишут научные статьи, дают рекомендации и т.д.  Называется оно Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИПРЭК). Только в Учёный Совет этого научно-исследовательского института входит 21 специалист в основном с высокими научными званиями и учёными степенями. Неужели губернатор Осипов ничего о нём не знает? Тогда, возможно, сами учёные этого Института придут к губернатору и дадут ему нужные рекомендации по противодействию паводковым водам? Ведь если гора не идёт к Магомету…

 «Впервые слышу, но будем думать»

Один из вопросов неравнодушного читинца был о том, почему на прилавках магазинов почти нет продуктов забайкальских производителей? Это, по его мнению, как минимум, странно. Что мог ответить губернатор? Дескать, санкции побудили нас заняться этой проблемой с нуля (!?): создавать хорошие условия для предпринимателей, производящих сельхозпродукцию, снижать налоги, помогать субсидиями и т.д. А министр сельского хозяйства Денис Бочкарёв и вообще ушёл от ответа. Когда же ему адресовали вопрос о том, почему в Красночикойском районе отсутствует своя забойная площадка для скота, люди по этой причине не могут продать по приемлемой цене мясо и вынуждены продавать его перекупщикам из других регионов по заниженным ценам, министр стал рассказывать о каких-то совещаниях, проведённых по этой проблеме, но дело до чикоян не дошло.

Здесь хотелось бы заметить: в Забайкальском крае 90% сельхозпродукции производится в частных подворьях, остальное в крупных кооперативах и фермерских хозяйствах. Что остаётся делать «генералу без армии», министру сельского хозяйства региона? Думается, создавать для частников все необходимые условия для наращивания производства продукции и помогать реализовать её по нормальным рыночным ценам. Но…

Комментируя ответ министра, даже губернатор не сдержался и сказал, что такое недопустимо, поскольку наш край традиционно мясной, у нас много скота и надо всё сделать, чтобы люди могли легко продавать по приемлемым ценам этот продукт. Ну, а пока министру сельского хозяйства можно посоветовать пройтись хотя бы по магазинам Читы и посмотреть на ценники: мясо говядины от 450 до 500 рублей за килограмм, баранина – от 650 рублей (магазин «Весна» и другие).

В целом, наши министры и их представители на «прямой линии» выглядели серовато, нередко просто беспомощно. Особенно соответствовал этому определению руководитель администрации г.Читы Александр Сапожников. Ничего вразумительного не смог, например, ответить на то, почему даже центральные улицы города превратились в катушку. Говорил что-то про «беспрецедентный» снегопад (что бы он говорил, живя в Иркутске, Новосибирске или Красноярске, где снег – это повседневное явление?). Почему в Чите половина улиц не имеет освещения? Кормил обещаниями, рассказывал о каких-то контрактах на миллиарды. Почему плохо ходят маршрутки, заставляя читинцев ждать часами на остановках?  Ссылался на нехватку денег. Почему в городе кладут асфальт прямо на снег и наледь? «Впервые слышу, но разберёмся».

О безобразных дорогах даже в крупных населённых пунктах сообщали многие. Но ничего определённого на этот счёт присутствующими чиновниками не говорилось, зато о проделанной работе в этом направлении звучали из уст министров и губернатора большие цифры.

По обеспечению населения дровами и углем, о других проблемах ЖКХ на мероприятии говорилось много. Но, похоже, новые, только что поставленные на этот сложный участок работы руководители, не то что решить проблемы, но даже осмотреться не успели.

О вопиющем равнодушии чиновников говорит и такой факт. Представитель северных народов сообщила, что якутским охотникам, для которых охота – это не развлечение, а образ жизни и необходимый ресурс в питании, не досталось ни одной лицензии на отстрел кабарги. А министр природных ресурсов Сергей Немков только руками развёл – кто-то, дескать, выкупил через Госзакупки все лицензии, северным народам не досталось. Согласитесь, это соответственно характеризует отношение власти к проблемам северных народов. А ведь к ним всегда было трепетное отношение и общества и прежней власти.

Стал известен и такой вопиющий факт. Почти в центре Читы в средней школе №33, оказывается, долгое время нет директора, завуча, не ведутся уроки физкультуры, не работает столовая… Но даже для министра образования края Татьяны Клименко кое-что в этом сообщении было услышано впервые. Она сослалась на то, что в директора никто не хочет идти…

В общем, если что и выявила эта «прямая линия» с губернатором, то только очень слабое, во многом просто недееспособное правительство края. И сомнительно, что, как утверждали организаторы «прямой линии», все поступившие вопросы, а их тысячи, будут рассмотрены.

Главное же, насколько качественно они будут рассмотрены.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"