Плюнула в заказ и вынесла гостям с улыбкой на лице: интервью с читинской официанткой (18+)

Полина Милина / Общество, 10:47, 21 ноября
Плюнула в заказ и вынесла гостям с улыбкой на лице: интервью с читинской официанткой (18+)
Фотография из архива ZAB.RU

Домогательства, драки, воровство, битая посуда, скандалы – за что получает зарплату официант в Чите? Об этом в интервью ZAB.RU рассказала бывшая сотрудница одного из городских кафе.

Когда ты начала работать? Почему пошла работать официанткой?

Работать я начала в 16 лет, тогда устроилась в одно из кафе достаточно популярной в нашем городе сети питания. Ситуация была не то, что безвыходной, просто хотелось самостоятельности и своих денег, хотелось слезть с родительской шеи. Пошла работать туда, потому что зарплату неплохую предлагали, на фоне остальных кафе и ресторанов точно – в среднем в Чите платят официантам около 1000-1200 рублей за смену, в месте, где работала я, платили в два раза больше.

Сколько ты получала в среднем за месяц? Говорят, что заработок официанта держится в том числе на чаевых, самая большая сумма, которую тебе оставляли клиенты «на чай»?

В среднем за месяц без чаевых я получала где-то 30 тысяч рублей. Самая большая сумма, которую я заработала официанткой – 46 тысяч рублей. По сути, разницу делают чаевые. Больше всего чаевых мне оставил мужчина, накануне 8 марта – пять тысяч рублей. 6 число, вечер уже, он был нетрезвый и в прямом смысле сделал мне такой «подарок» за красивые глаза. Одна моя коллега на предновогодние праздники за смену собрала около десяти тысяч рублей, сумма какая-то нереальная. Чаевые оставляют люди хорошего достатка, в хорошем настроении, особенно если они в большой компании – они любят казаться выше других.

С какими трудностями ты столкнулась на работе? Как складывались отношения с коллегами, с руководством?

Трудности были, конечно, ещё учитывая возраст, нужно понимать, что я совмещала трудовую деятельность с обучением в колледже. Я долго привыкала к работе, к общению с людьми, да и физически это тяжело – 14 часов на ногах, а перерыв за весь день у меня составлял четверть часа. Правила жесткими не были, как везде, наверное – в телефоне не сиди, улыбайся клиентам, перекуры по времени, по очереди. Когда я, кстати, сменила место работы, тогда столкнулась с правилами нездоровыми, как мне показалось, доходило до того, что могли оштрафовать за нахождение на работе в закрытой позе. Я отработала там всего месяц, это было связано с тем, что руководители были намерены вводить следующее правило – официант должен был выполнять функции кассира и уборщика, что удивительно – без доплаты, больше скажу, ставку снизить хотели.

В коллективе отношения… И так и сяк. Точно могу сказать одно – очень много сплетен. В общем, у меня были хорошие отношения с коллегами, но когда начальство сменилось, ко мне стали предвзято относится, полагаю, что из-за моей справедливости, правильно ли будет так сказать? Новое руководство любило выделять любимчиков, принижало других на их фоне, начались штрафы на ровном месте. Тогда я какое-то время занимала должность администратора, меня с неё сняли, понизили до официанта обратно. Была ситуация такая, когда мне штраф влепили в 500 рублей – ни для кого не секрет, что официанты подъедают на рабочем месте, на кухне, в нашем коллективе было нормой кинуть дольку лимона в стакан с водой, новая начальница это увидела, я получила выговор и минус несколько сотен с зарплаты, не страшно. С нами работала взрослая женщина, тоже официантка – она очень любила учить всех, что и как лучше делать, когда коллеги начали игнорировать эти учения, она кричала, материла нас, била посуду даже.

Расскажи о серьёзных оплошностях, которые происходили на работе. Как на ошибки реагировало начальство?

Оплошности были у всех – самая частая ошибка, когда официант забывает пробить какое-то блюдо в заказ. Как-то раз я выносила заказ, еда упала на пол грязный, а я сложила всё обратно в тарелку и принесла гостям – испугалась штрафа. Я даже плевала в еду посетителям и мне до сих пор не стыдно. Пришла к нам молодая пара, сделали заказ, мы его перепроверили, они согласились. Заказ я вынесла, а они смотрят на меня и начинают со мной спорить, что они заказывали один напиток, хотя я точно помню, что заказывали они два. Начались крики, рёв, «клиент всегда прав» и так далее, просили заказ полностью отменить, если бы это произошло, мне бы пришлось покрыть их счёт из своего кармана. Вынося им последнее блюдо, я не сдержалась и плюнула в тарелку, вынесла с улыбкой на лице, со спокойным видом поставила её, а напиток пришлось забрать.

Один из больших минусов работы, к слову, что если клиент отказывается от заказа или уходит, не оплатив его, то официант оплачивает блюда сам. Были случаи, что и 15 тысяч рублей платили, мой максимум был 3600 где-то. Схема стандартная – делают заказ, едят, выходят, типа покурить, и не возвращаются. Не знаю, намеренно это делают люди, или реально забывают. Причём выглядят они презентабельно, хорошо, подвоха не ожидаешь.

Без увольнений не обходилось за косяки. Нужно понимать и как место выглядит внутри – там было очень тесно, а посадка у нас ежедневно была плотной. Мой коллега проходил с подносом в руках, у него под ногами ребёнок бегал, вышло так, что он этот поднос мальчику на голову уронил. Естественно, там опять рёв и крики – мать ребёнка устроила скандал, обматерила официанта, назвала его криворуким дураком, мягко говоря, написала жалобу.

В каком состоянии была кухня? Бытует мнение, что самое чистое помещение ресторана – это гостевой зал, а самое грязное – кухня, согласна ли ты с этим высказыванием?

Про кухню – всё довольно чисто, но поставщики позволяли себе ходить по помещению в уличной обуви, одежде, у остальных присутствующих такого не было, уборка проводилась регулярно, а тараканов я не видела ни разу. Официанты, отмечу, находясь в кухне, часто подъедали еду гостей, в основном грязными руками трогали блюда – протёрли стол грязной тряпкой, помыли посуду, пошли покурили, руки не помыли и в заказ залезли.

Как складывались отношения с клиентами? Как они к тебе относились? Расскажи о неприятных случаях взаимодействия с гостями, если такие были, конечно.

К клиенту нужно найти индивидуальный подход. Кто-то говорит, что дело официанта в этом вопросе просто улыбаться, но нет, не всё так просто – ты должен подстраиваться под настроение каждого клиента, грубо говоря.

Раньше я делила клиентов – с кем мне более приятно взаимодействовать, больше всего мне не нравилось обслуживать нетрезвых мужиков. Были, конечно, среди них приличные люди, но в основном – пьяные, не знающие меру, люди. Пришла к нам компания мужчин, практически все из них были с девушкам, один из них подошёл ко мне, будучи уже пьяным, начал делать комплименты, просить номер, говорил, что увезёт домой свою жену и заедет за мной. Почти каждую смену в выходные пьяные мужики предлагали мне сесть к ним за стол, составить им компанию, выпить с ними, спрашивали номер, ждали меня до конца смены. Обычно такие моменты ограничивались одним разом – ну пришли, ну перепили, но было и исключение – обслуживала я клиента, он выпросил мой номер под предлогом закинуть чаевых, начал регулярно мне писать всякие неприятные вещи – изменяю ли я своему парню, хотела бы я это сделать, нравится ли мне секс, просил фото интимного характера и даже сам прислал как-то раз, после чего его контакт окончательно полетел в блок. Он приходил к нам постоянно – почти ежедневно, покупал мне всякие десерты, напитки. На вид ему было лет 30, а на его безымянном пальце, обратила внимание, было кольцо обручальное.

Вообще, многие ведут себя вызывающе. В основном относились хорошо, но опять же, были и исключения. Когда забываешь пробить заказ, к примеру, или, когда повара долго готовят тебя могут назвать балбесом, который ничего больше не умеет, я и сама с таким сталкивалась, и коллеги мои тоже. Заведение работает до часа, многие клиенты не хотели уходить, опять же – меру выпитого оценить не могут. Пришли к нам две женщины, обе приличные на вид, выпили четыре бутылки вина за несколько часов, в итоге одна уснула, а её подруга зачем-то решила вытащить её в центр зала, она начала кричать и уснула на полу. Потасовки у нас случались нечасто, но они были и, конечно, все из-за алкоголя, драки были – кто-то кому-то что-то сказал и понеслась. Обслуживает официантка, к примеру, стол мужчин – они начинают перегибать, много себе позволять, официантка может попросить коллегу парня завершить обслуживание, компания сразу недоумевает и начинает возмущаться, толкаться и так далее.

Я и с воровством сталкивалась, правда, крайне редко – некоторые гости воровали соусницы, приборы, короче говоря – что в карманы помещалось. Были случаи, что гости приходили, садились за стол, который ещё не успели убрать и воровали чаевые, но не признавались. С тем, чтобы официанты воровали у клиентов я не сталкивалась вообще.

Вернулась бы в сферу общепита? Если да, то на какую должность?

Я бы вернулась в сферу общепита на должность официанта, если бы платили больше и рабочий день был меньше. Я считаю, что смена официанта должна оцениваться минимум в три тысячи рублей. Сейчас я работаю в банке финансовым менеджером. Работа официантом мне помогла стать более коммуникабельной, мне легче сейчас найти к людям подход, но в 19 лет физически чувствую себя на 50 – у меня больная спина, ноги и шея, ещё и на голову всё это общение с незнакомыми людьми давит.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"