Почём похвала с олимпа?
В середине ноября губернатор Александр Осипов торжественно вручил Благодарственную грамоту Министерства сельского хозяйства России главе краевого аграрного ведомства Денису Бочкарёву, а раньше, 3 ноября, он же тепло отозвался (что большая редкость для Александра Михайловича) о его публичном отчёте.
Движение вверх… по наклонной
Впору писать очерк. В кои веки Минсельхоз Забайкальского края в лице его руководителя отметили благодарностью на самом верху аграрной отрасли - как сказано в приказе Минсельхоза РФ, «за работу по господдержке, предоставляемой сельхозтоваропроизводителям края».
- Получение благодарности является заслугой всего коллектива министерства, - скромно отметил при получении награды Денис Юрьевич. - поэтому хотел бы сказать большое спасибо своим коллегам – мы более трех лет ведем работу по реализации госпрограммы развития сельского хозяйства и вместе справляемся со всеми трудностями, с которыми приходится сталкиваться для достижения поставленных целей.
После такого торжества захотелось более подробно рассказать о работе основного аграрного ведомства нашего края, чтобы показать – а ведь есть порох в пороховницах у наших производителей сельхозпродукции, несмотря на трудности в зоне рискованного земледелия и резко континентального климата.
И вот тут… Сведения Забайкалкрайстата как-то не вписались в будущий очерк об ударной работе в отрасли. Индекс производства сельскохозяйственной продукции в текущем году не вселяет оптимизма. Согласно ему, в первом квартале текущего года произведено продукции по отношению к тому же периоду 2021 года только 95,6%. Во втором квартале также к соответственному прошлогоднему периоду произведено 94,1%, в третьем квартале положение остаётся примерно таким же – 95,2%. Где же здесь рост производства, достойный поощрению?
Более подробную, но также печальную картину сельскохозяйственной отрасли в регионе даёт краевое статистическое ведомство за первое полугодие текущего года. Объем продукции всех сельхозпроизводителей, говорится в информационном сообщении статистиков, в январе-июне 2022 года на 5,3% меньше, чем в первом полугодии 2021 года.
Ясно, кому подставить плечо
Кто же сегодня вносит основной вклад в производство сельхозпродукции и нуждается в поддержке регионального Минсельхоза? В хозяйствах населения произведено 77,7% общего объема продукции, в сельскохозяйственных организациях – 13%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая индивидуальных предпринимателей) – 9,3%. Им, мелким производителям, и нужна в первую очередь поддержка Минсельхоза края. О том, что она есть, говорится в приказе Минсельхоза РФ, за что Денис Бочкарёв получил Благодарственную грамоту, но что на самом деле? На 1 июля текущего года по сравнению с 1 июля 2021 года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 0,4%, свиней - на 16,6%, овец и коз - на 9,4%, птицы - на 9,8%. Всеми сельхозпроизводителями произведено 8,1 тыс. тонн скота и птицы на убой в живом весе (94,3% к январю-июню 2021 года), 130,2 тысяч тонн молока (97%), 21 миллион штук яиц (96,5%).
Потери в сельхозпродукции как видим, довольно велики, движение явно идёт по наклонной - вниз. Но, возможно, виной всему коронавирус, и спад в производстве сельхозпродукции – временное явление? Не похоже. В 2021 году в хозяйствах всех категорий края произведено продукции сельского хозяйства в действующих ценах меньше, чем в предыдущем 2020 году – то есть её произведено на 23 миллиарда рублей, а в предыдущем году – на 23,2 миллиарда. Учитывая инфляцию, разрыв ещё больше. Особенно отстаёт, учитывая большие потери в животноводческом секторе (см. выше), продукция животноводства, начиная с 2019 года. А ведь в завершившейся краевой долгосрочной целевой программе «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2013–2020 годы) прямо сказано, что в Забайкальском крае ведущей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство, доля которого составляет 80%, при этом доля молока – 36%. Уже к 2020 году намечалось производить в крае 378,6 тысячи тонн молока. На деле же в 2021 году было произведено 233,6 тысячи тонн этой продукции – то есть отставание серьёзное. Поставленная задача о том, что развитие скотоводства в крае является приоритетным направлением далека от реализации.
Растеряли то, что имели
Давая оценку работе Минсельхоза края 3 ноября, Александр Осипов высказался так: «Результаты видны, но останавливаться на достигнутом не следует. В первую очередь, мы должны видеть результаты вашей работы на полках магазинов – в виде продуктов от забайкальских производителей».
Неизвестно, какие результаты работы Минсельхоза впечатлили губернатора, но трудно не согласиться с ним по поводу полок наших магазинов, где продукция забайкальских производителей – большая редкость. (Этому был посвящён наш анализ в статье «Молочные реки с чужих берегов», 26 октября с.г.).
Здесь, очевидно, надо посмотреть на причины такого явления. Глава регионального Минсельхоза говорит о том, что его ведомство упорно работало над госпрограммой развития сельского хозяйства в крае. Но нас-то интересуют результаты. Ещё в упомянутой семилетней программе говорилось, что уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией по региону на момент принятия программы (2013 год) составлял: по мясу – 59,5%, молоку – 94%, яйцу – 38,9%, картофелю – 89,7%, овощам – 25,6%. Семилетка завершилась, а проблема не решена, ещё больше обострилась. По молоку, например, мы обеспечиваем себя не более чем на 10%. Неужели растеряли по самообеспечению даже то, что было девять лет назад? Ведь на полках магазинов и рынков даже в краевом центре представлена преимущественно завезённая из других регионов продукция.
Кроме того, как было отставание по уровню материально-технической оснащенности вследствие недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, опережающий роста цен на товары и услуги естественных монополий, так и остаётся. Кроме того, имеет место ограниченный доступ сельскохозяйственных производителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
В общем, награды наградами, а проблемы – проблемами. Меньше их не стало, скорее – больше.