Из болонского хаоса - к базовым ценностям

Владимир Тихомиров / Общество, 15:12, 22 февраля 2023
Из болонского хаоса - к базовым ценностям
Фотография из архива ZAB.RU

Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию 21 февраля не обошёл вниманием и проблему подготовки специалистов в высшей школе страны. То, что он сказал, давно ждали не только преподаватели вузов, но, думаю, все граждане страны. Он подчеркнул, что необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий.

 Не спеша, но основательно

 Как человек, причастный к образованию в одном из забайкальских вузов, могу точно сказать: все эти глупые и чуждые нам, россиянам, заморочки Болонского процесса давно набили оскомину. Видно невооружённым глазом, как они вредят подготовке специалистов. И это результат слепого следования в прежние недавние годы «продвинутым» западным ценностям, в том числе в образовании. Но нет худа без добра – в июне прошлого года по политическим мотивам все вузы России исключены из Болонского образовательного процесса. Поэтому, думаю, мы, преподаватели и все россияне с энтузиазмом приняли слова президента о трёх озвученных им кардинальных идеях в преобразованиях нашей исконно российской высшей школы. Вот они:

«Первое – вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырёх до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда.

Второе – если профессия требует дополнительной подготовки, узкой специализации, то в этом случае молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре.

Третье – в отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура, задача которой – готовить кадры для научной и преподавательской деятельности».

При этом президент призвал проводить реформу плавно, без спешки, а все ранее полученные выпускниками дипломы должны остаться в силе.

За двадцать шесть лет преподавания в вузе автор этих строк наравне с коллегами вполне хлебнул кислой похлёбки из Болонского процесса. Для сравнения: когда начинал работу в вузе в 1997 году на кафедре журналистики - набирали студентов, как положено. Они писали сочинение, сдавали экзамены по русскому языку письменно и литературе устно, иностранному языку, истории.  Плюс проходили творческий конкурс – предоставляли в предметную комиссию публикации или неопубликованные работы. Как и автор этих строк в своё время, поступая в университет полвека назад. Бюджетных мест  у нас на отделении было 25, а конкурс четыре-пять человек на место. Так что было из кого выбирать. Кто конкурс не прошёл, мог заплатить умеренную сумму и учиться на платной основе.

Потом начались реформы. Убрали экзамены, кроме творческого конкурса. Сказали – надо экономить. Потом, кроме специалитета (пять лет обучения), сделали ещё и бакалавриат (четыре года). Отучился четыре года - сдавай госэкзамены, защищай дипломную работу – получишь диплом журналиста-бакалавра.  После этого все скопом шли на пятый курс. В конце обучения чуть подправят дипломное сочинение бакалавра – и снова защищают дипломную работу. Получают второй диплом – журналиста-специалиста. Через пару лет эту систему отменили, бакалавров не стало.  Потом убрали специалитет – оставили только четырёхлетний бакалавриат с последующим добровольным поступлением в магистратуру, на двухгодичное обучение. Болонский процесс, однако. В магистратуру идут единицы – не всем по карману, а платных мест очень мало.

 Талантам - вход в последнюю очередь 

Когда ввели ЕГЭ, хотели по приказу Минобразования убрать и творческий конкурс при наборе. Вовремя спохватились. Пошли другим путём: на отделении отменили госзаказ, то есть бюджетные места. И конкурс отпал сам собой, хотя формально есть. Кто может заплатить, тот и будет учиться! Оценки по ЕГЭ при этом особой роли не играли – в не самом богатом регионе, которым является Забайкальский край, состоятельных людей относительно немного. В последние пару лет стали давать по нескольку бюджетных мест в год.

…Ту умную девушку из приёмной кампании и сегодня вспоминаю. Её творческую работу, сданную на конкурс, выделили сразу. Много газетных публикаций, интересные темы, яркий грамотный язык. В портфолио дипломы, благодарности. Но – не судьба. Все шесть бюджетных мест, выделенных на специальность журналистика, оказались занятыми. Льготниками. При собеседовании пытаемся в предметной комиссии уговорить девушку на платное обучение.

-Рада бы, - отвечает. – Но живём вдвоём с мамой, денег лишних нет, на еду и одежду только и хватает.

- Ну, хотя бы за первый курс заплатите, а там уж с вашими способностями можно получить право и на бесплатное обучение.

Смахнула слезу, виновато улыбнулась, сгребла в кучку свои публикации.

- На следующий год ещё попробую, с детства о журналистике мечтаю.

Таких сцен было немало.

Когда отбирали студентов по реальному конкурсу, преподавать было одно удовольствие. Многие ребята и девушки уже с первого курса активно сотрудничали со СМИ, летнюю практику проходили в редакциях, принося публикации, теле- и радиорепортажи, отличные характеристики.  И сегодня в региональных СМИ Забайкалья немало наших выпускников, которые делают погоду на информационном поле. Многие работают в Москве, Питере, Владивостоке, Новосибирске, в других крупных городах страны.

Теперь же нередко студенты не могут пройти практику даже в районной газете. А на предложение активно сотрудничать со СМИ не только во время практики, но и на постоянной основе, отнекиваются – дескать, и на учёбу времени не хватает. Лукавят, конечно. Посещаемость занятий стала на порядок ниже, некоторые горе-студенты (вернее, их родители), регулярно оплачивая учёбу, не появляются на лекциях и семинарах неделями.

Как важно сегодня не заболтать те идеи, которые высказал президент в Послании Федеральному Собранию.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"