Доступно ли долголетие при недоступности забайкальской медицины?
Министерство здравоохранения Забайкальского края отчиталось в достигнутом показателе 2022 года по продолжительности жизни земляков в 67,7 года. При этом с гордостью сообщило, что успех обусловлен за счёт профилактической работы и расширенного охвата диспансеризацией населения.
Ждать скорой или умереть в регистратуре
Честно скажу, прочитав этот пассаж в отчёте Минздрава, посмеялся и не вспомнил бы о нём, если бы не обострившийся мой хронический недуг с голосовыми связками. Живу в центе Читы и приписан к солидной поликлинике (в данном случае неважно к какой), поэтому поспешил к лору. В регистратуре девушка приветливо улыбнулась и предложила записать к врачу на приём через… 12 дней. Не хотелось бы, чтобы мои студенты ждали столько времени, а самолечение затянет болезнь ещё на больший срок – так мне всегда напоминают врачи. Прошусь к терапевту. Девушка в регистратуре ещё более приветливо улыбается и предлагает запись к доктору через… 15 дней. «Спасибо, - говорю, - надо искать частника, за деньги и сразу».
Ну, хорошо – заболевание не смертельное. Но вот что делать пациентам не в краевой столице, а где-нибудь в отдалённом районе, в Тунгиро-Олёкминском или Тунгокоченском районах, а то и более близких к краевому центру? Не так давно по инициативе Общественной палаты Забайкальского края в 10 районах был проведён опрос 300 человек старше 70 лет о доступности медицинской помощи. Довольных не было. Даже записаться на приём к врачу, говорили пенсионеры, непросто - и талонов зачастую нет, и нужный доктор нередко отсутствует. В ряде районов население обслуживают в основном выездные бригады, а построенные фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) нередко стоят под замками из-за отсутствия медицинских специалистов. Скорая помощь зачастую не может часами добраться до населённых пунктов к больным людям из-за разбитых дорог, несмотря на бодряческие заявления руководителей края о гигантских темпах их строительства.
Забайкальскому Минздраву, конечно, всё это прекрасно известно, поэтому планку продолжительности жизни в 67,7 года наши чиновники считают достижением. Но при этом предпочитают не упоминать указ Президента страны от 7 мая 2018 года, где сказано, что необходимо обеспечить к 2024 году продолжительность жизни населения до 78 лет, а к 2030 году – до 80 лет. Комментарии по поводу судьбы этого указа в нашем крае излишни.
Да и сам краевой Минздрав отмечал ещё год назад, что уровень материнской смертности в 2021 году вырос в два раза, а показатель роста младенческой смертности в том же году составил более 43,1%. Причины в медицинских терминах называются, но в целом это не вяжется с большими достижениями в диспансеризации, особенно будущих матерей. А недавно министр труда и социальной защиты Дмитрий Семёнов сообщил ещё одну печальную новость: в нашем крае семьи стали всё чаще отказываться от рождения первенца и второго ребёнка. Здесь Минздраву ещё предстоит выяснить причины, хотя они понятны, кроются в уровне жизни забайкальцев.
Плоды оптимизации
А всё началось с реформы здравоохранения. Все мы помним, как в крае добивались экономии в сфере медицины, вынуждая специалистов увольняться. Поэтому проблема с острой врачебной недостаточностью возникла не сама по себе, она рукотворная. После приснопамятной оптимизации в системе здравоохранения нашего края были озвучены просто потрясающие итоги: только за первые два года оптимизации (2015-2016 гг.), оказывается, в забайкальской медицине было сокращено более двух тысяч коек, из-за этого мы потеряли кадры – освободилось более 440 ставок врачей и 1000 сестринских ставок, большинство из них вообще покинули регион.
Судя по статистике, в 2021 году впервые достигли положительного баланса в государственной сети края (+12 врачей), но уже в прошлом году тенденция оттока продолжилась (161 врач и 239 средних медработников уволились). Уезжают как из районов края, так и из региональных учреждений здравоохранения. Впервые в этом оттоке отмечены и все три района Агинского округа, который потерял более двух десятков врачей.
А ведь ситуация с заболеваниями населения в крае более чем острая. Судя по данным Забайкалкрайстата, смертность от болезней системы кровообращения составляет в год 618 случаев на 100 тысяч человек, от новообразований – 180 случаев на 100 тысяч человек, от болезней органов дыхания (93 случая). Большая смертность от заболевания органов пищеварения, инфекционных заболеваний.
Характерно и то, что смертность от внешних причин выросла в 23 районах края – всего в 2021 году (более свежих данных в статистике пока нет) зафиксировано 157 случаев на 100 тысяч человек. На первом месте здесь самоубийства – 26 случаев, затем от несчастных случаев – 20 на 100 тысяч. Много людей в крае гибнет от отравлений алкоголем – (16 случаев). Как отмечает краевой Минздрав, этот показатель в полтора раза больше общероссийского и продолжает расти. Кроме того, в крае только официально зарегистрировано более 21 тысячи человек наркозависимых. Конечно, это напрямую связано с социально-экономическим положением края, всё ещё высокой безработицей и слабой профилактикой среди населения, особенно молодёжи.
Специалисты отмечают: сегодня каждый второй больной с инфарктом миокарда в Забайкалье умирает на дому, и только половина больных состоит на диспансерном учете. Уменьшилось количество посещений людьми больниц и поликлиник, снизилась, как мы отметили выше, доступность приёма у врачей.
Надо признать, что в крае кое-что делается, чтобы поправить положение с врачебными специалистами. Есть и программа «Земский доктор», строится для специалистов жильё, кое-где даются надбавки к зарплате, строятся современные ФАПы. Но положение с медицинскими специалистами в крае таково, что нужны экстраординарные меры. Какие? Специалистам виднее. Так что доступ к долгой жизни забайкальцев в руках медиков и не только. А начать бы с более быстрого доступа пациентов к врачам...
В Чите мужчину объявили в розыск из-за «заботы» его матери
Долговые ухабы на пути развития
Покупатель украл деньги в магазине Краснокаменска
В Забайкалье создадут ассоциацию ресурсоснабжающих организаций
Путин подписал закон об изменении правил целевого обучения для врачей