«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой

Борис Ветров / Общество, 14:43, 19 мая 2023
«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой
Фотография из архива ZAB.RU

Охотник, промышлявший в верховьях небольшой речушки Аршан, примерно в ста километрах от Читы, только затушил костер, у которого коротал ночь, и собрался двинуться до ближайшего озерца, как вдруг услышал над собой, где-то очень высоко звук, напоминающий хлопок. Он посмотрел вверх и прирос к земле от ужаса – в небе на его глазах, словно в замедленной киносъёмке, самолет развалился на части и на землю устремились люди. Было раннее утро 18 мая 1973 года.

Днём ранее молодой мужчина с ярко выраженной кавказской внешностью купил в иркутском аэропорту билет на рейс до Читы и стал ждать проходящий рейс из столицы СССР. В это время Ту-104А с бортовым номером СССР-42379, выполняющий рейс SU-109 по маршруту Москва—Челябинск—Новосибирск—Иркутск—Чита, уже подлетал к Иркутску. Когда он высадит пассажиров и возьмет других, на его борту будет 81 человек, включая экипаж. Вместе с прочими этот человек  прошествовал в салон реактивной машины.

«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой

Тот самый Ту-104, за 15 лет до катастрофы в забайкальском небе. Архивное фото

 Главный антигерой

Звали  его Чингис Юнус-оглы Рзаев. 32-летний уроженец Азербайджана мечтал о карьере дипломата и даже несколько раз пытался поступить в Московский институт международных отношений. Однако он проваливался на первом экзамене – уровень его знаний был очень низок для самого элитного ВУЗа страны, он не знал иностранных языков и даже по-русски говорил с трудом. И высокопоставленных родителей абитуриент не имел. И тогда он решил сделать карьеру  другим способом. Рзаев, пользуясь навыками, полученными в  армии, (кстати, срочную службу он проходил в Забайкалье), изготовил взрывное устройство. Тротил, по одной из версий, он украл в Дорожно-строительном предприятии, где некоторое время работал. «Адскую машину» Рзаев закрепил на себе. Кроме того, его арсенал пополнил охотничий нож. Вы спросите – как со всем этим он попал на борт самолёта? А очень просто – в те времена, в стабильном и спокойном государстве никто и предположить не мог, что кто-то попытается захватить пассажирский самолёт. Правда, три года назад угон состоялся – отец и сын Бразинкасы сумели заставить экипаж самолета Ан-24  улететь из Сухуми в Турцию. Тогда погибла стюардесса, а члены экипажа были тяжело ранены. Но 43 пассажира остались живы. В основном же  слово «терроризм» упоминалось только в выпусках программы «Время» обязательно с прилагательным «международный».

Был ли Рзаев подлинным террористом? Скорее всего, здесь речь идет всё-таки о психическом расстройстве. Рзаев почему-то уверовал в то, что за границей его таланты будут оценены по достоинству. И выбрал для побега не Европу, а коммунистический Китай, который тогда находился в жестком противостоянии с Советским Союзом. Рзаев был уверен, что китайские власти не выдадут беглеца.

 Тело без головы 

Когда до Читы оставалось около ста километров, и экипаж уже запрашивал у диспетчера параметры для снижения, в кабину пилотов вошла стюардесса и передала приказ от одного из пассажиров лететь в Китай. Ее доклад через радиосвязь услышали в диспетчерской читинского аэропорта. Информацию еще не успели передать в КГБ и другие структуры, а самолет уже пропал с экранов радара – прошло менее минуты. Прежде чем исчезнуть, самолет подал сигнал бедствия.

Падающих с неба, с высоты 6500 метров людей видели и рабочие  лесосеки – кто то из них завел вахтовку, и понесся к ближайшему населенному пункту, где была связь. Но в Чите уже знали о ЧП. В предполагаемое место падения вылетел МИ-8 с сотрудниками госбезопасности, экспертами и поисковой группой.

Как рассказывал один из участников поисковых работ, зрелище шокировало даже крепких и устойчивых офицеров. Тела были разбросаны на расстоянии десяти километров. Со многих из них при падении потоками воздуха сорвало одежду. Поляны были испещрены вмятинами от падения тел, люди ударялись о землю и отскакивали от нее на несколько метров.  Также некоторые трупы висели на деревьях.

«Но больше всего поразила одна картина – где мать лежала, прижимая к себе ребенка - даже при падении с шести километров она не выпустила его из рук», - рассказывал впоследствии корреспонденту ZAB.RU офицер госбезопасности.

Среди останков погибших было обнаружено тело без головы и рук, а также  с повреждёнными внутренностями. Позже выяснится, что это и был тот самый террорист Рзаев. После долгой и кропотливой работы, проделанной чекистами,  следствие установит все обстоятельства произошедшего. 

«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой

Место падения самолёта Ту-104  18 мая 1973 года

Следствием установлено 

Как мы говорили выше, предполетный досмотр пассажиры не проходили, но в салоне обязательно присутствовал вооружённый милиционер из транспортного отдела. На этом злосчастном рейсе таким сотрудником оказался лейтенант Владимир Ёжиков. Позже нашли и его табельное оружие – в нем не хватало двух патронов. А в теле Рзаева оказалось два  пулевых ранения. Судя по всему, милиционер услышал приказ Рзева и бросился к нему. Рзаев в ответ выхватил нож. Боясь, что он успеет привести бомбу в рабочее состояние, лейтенант выстрелил. Но Рзаев, уже раненый, соединил концы проводов. От взрыва фюзеляж самолёта развалился на три части.

 «Китайцы сбили наш самолёт» 

По Чите поползли слухи – китайцы сбили наш самолёт. Тем, кто ждал прилета родственников этим рейсом, становилось плохо – по городу понеслись «Скорые». Вскоре стала распространятся информация о гибели 81 человека. В то время,  согласно информационной политике, подобные факты тщательно скрывались, а все СМИ были тогда государственными. Потому толком никто ничего не знал. Но все же сведения о доставке погибших в морг просочились из разных структур. В это время судмедэксперты из Читы, улан-Удэ и Иркутска работали круглосуточно.

В СМИ приводятся воспоминания врача-судмедэксперта, доктора медицинских наук Вила Акопова, который принимал участие в идентификации останков погибших пассажиров рейса SU-109:

«Многие пытались найти в морге своих отцов, сыновей и супругов, чтобы до отправки в крематорий проститься, но от них скрывалось местопребывание тел, они не допускались в морги, а о получении от родственников согласия на кремацию и речи не было».

Есть еще сообщения о том, что у входов в морги читинских больницу дежурили автоматчики, а тела запаивались в цинковые гробы, на которые поступил срочный заказ для Машзавода, и увозились для кремации в Москву. Но это лишь одна из версий, не подтверждённая официально.

 Разбор полётов 

После происшествия с Ту-104 рейса SU-109, во всех аэропортах на внутренних и международных рейсах срочно ввели систему предполётного досмотра. В КГБ стали формировать подразделение по борьбе с терроризмом, которое в дальнейшем получило условное название «Альфа». Огнестрельным оружием стали вооружать и лётный состав экипажей лайнеров. Однако, применять его приказывалось в самом крайнем случае – впервые были разработаны рекомендации с учетом консультаций психологов о ведении переговоров с лицами, захватившими самолёт. Летевший на борту Ту-104 лейтенант Ёжиков действовал по  доведённой до него инструкции, но не кинься он на Рзаева – кто знает, может, дело обошлось бы гораздо меньшими потерями.

В 1985 году был угнан самолёт АН-24, летевший из Нерюнгри в Читу. Угонщиком был второй пилот воздушного судна  Шамиль Гаджи-Оглы Алимурадов, кстати, тоже выходец из Азербайджана. На самом верху было принято решение выпустить машину за рубеж. В итоге террорист был арестован китайскими властями и через четыре года пребывания в китайской тюрьме его депортировали в СССР, где он отсидел еще пять лет. Все пассажиры в целости и сохранности вернулись домой, также КНР возвратил самолёт.

«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой«ГОСАРХИВ»: Как террорист - одиночка взорвал самолёт под Читой
1 / 8

Скриншоты из видеороликов с каналов suzukoff и glebachh, размещённых на сервисе YouTube

Обломки Ту-104 до сих пор разбросаны в хилокской тайге – вывезти их практически невозможно из-за непроходимости для грузового транспорта тех мест. Были попытки проникновения туда охотников за цветными металлами, но на себе много не утащишь, так что овчинка не стоила выделки. Иногда сюда добираются любители внедорожных путешествий на джипах и отдают дань памяти людям, погибшим в самом крупном, за всю историю СССР, террористическом акте.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"