Вершино-Дарасунский: На золоте без средств к существованию
Дорога, серпантин и камни из-под каждого колеса нашей машины. Вокруг пустота, мимо проносятся дорогие машины. Они успешно пролетают через каждую кочку, сразу видно – водители местные. С правой стороны дороги вырытые карьеры, пейзаж напоминает песчаные бурханы. Мы подъезжаем к оазису – посёлок Вершино-Дарасунский. Он знаменит залежами золота, они здесь - на каждом шагу.
Горных дел мастера
В 2006 году на руднике Дарасунском произошла трагедия. Шахта Центральная пылала в пожаре, а под землей оставались люди. Родственники тогда пришли ко входу в шахты, и каждый ждал от спасателей вестей, ждали, что вот-вот и из шахты выйдет сын, муж или отец. Выйти удалось не всем, 25 горняков остались на работе навсегда. Потом были приезды чиновников, обещания и компенсации, только вот беда, с помощью них матери не вернуть сына, а детям отца. Были похороны. В последний путь провожали всем посёлком, тогда Читинская область опустилась в траур. Позже выяснится, что это произошло из-за грубых нарушений в эксплуатации шахты, руководство рудника не позаботилось о своих сотрудниках. Собственником было предприятие «Русдрагмет». Идя по следам той истории, мне удалось встретить тех, кого спасла удача. Муж Татьяны Ефимовой горный рабочий, в тот день была, к счастью, не его смена. Татьяна рассказала о событиях того дня:
«Тогда муж был дома, посмотрел в окно и увидел дым и ярко красное зарево. Он крикнул: это что Центральная горит? А это она и горела. Конечно, люди погибли, они работали, смена работала».
Если вы думаете, что на этом добыча золота закончилась, то нет. На свой страх и риск шахтёры продолжали спускаться. Потом был бунт из-за низких зарплат, но люди работали. Зарплату горнякам подняли. Прогуливаясь по Вершино-Дарасунскому, я встретила старенькую, активную женщину, она, не скрывая возмущения рассказала, что платили шахтёрам и продуктами, и вещами. Сегодня шахты и вовсе консервируют. Входы в них забетонированы, Татьяна Степанова не без эмоций просит властей помочь с работой для молодёжи. Каждый второй в посёлке – потомственный горняк.
«Понимаете, здесь работы нет. Нам тут руководство рудника обещали, что наших ребят устроят на карьер или на вахту. Губернатора помощник приезжал и заявлял, что мы должны в другие регионы ехать. Это губернатор нашего края говорит! Вам дали власть, вы работайте, пожалуйста, и дайте нам рабочие места!» – поделилась пенсионерка.
Итог будет один – шахты затопят, хотя сейчас компания - собственник отвечает дежурной фразой «Консервация идёт в соответствии с проектом». Есть информация, что исследования по возможному затоплению шахт прошли успешно, разрешение есть.
Какими были шахты Вершино-Дарасунского
Спускаться в шахту Майскую приходилось и мне. Тогда они ещё были открыты, чёрные копатели почти каждый день уходили за добычей. Вход выглядит, как обыкновенная деревянная лестница в подвал. На дворе стоял январь, и она покрыта льдом.
«Вот прямо так вы и полезете?» – удивлённо спросил меня мужчина.
«Полезу. Показывайте», – отвечаю.
Мы спускаемся, внутри темнота. Горная порода с каждым шагом, кажется, сжимается. Она будто пытается поглотить всех, кто вошёл в шахту. Под ногами начинает появляться вода. Мы обнаруживаем некий «алтарь», на нём сигареты, кожаный ремень и монеты. Оказалось, это примета такая у горняков, чтобы шахта дала золота и выпустила обратно, нужно уважить шахтёрского дедушку, предложить ему дары. Следую совету проводника, выйти живой всё-таки хочется. За несколько месяцев до моего туда проникновения здесь погиб человек, он упал вниз шахты. Начался обвал.
- Когда его достали, он ещё живой был. Кричал. Мы его и на веревках, и на ремнях вытаскивали, в больницу увезли. Там он и умер, недавно похороны были, - рассказывает житель Вершино-Дарасунского.
Механизм добычи мне тогда не объяснили. Горняк лишь рассказал о том, что в шахте есть золотая жила. Он дотронулся до неё рукой, я последовала его примеру. Здесь нас и застал обвал, камень рухнул мне на голову, мы начали выбираться. Без травм, не обошлось, в Вершино-Дарасунском чужаков не любят.
Чёрной добычей здесь начали заниматься после закрытия шахт, раньше без ведома руководства туда даже не входили. Люди знали, что есть работа – будут деньги. Сейчас этот метод добычи стал распространён, появились незаконные лазы.
Чёрные копатели в Вершино-Дарасунском
Входы в шахту перекрыты, но есть и наземная добыча. Копатели нашли выход. Сразу за зданием рудника Дарасунского стоит заброшенная фабрика. Добывают золото здесь и взрослые и дети, уже в 2023 году полиция поймала шесть черных копателей. Подъезжаем к фабрике, вокруг разруха, кирпичные здания еле держатся. На одном из них белой краской написано «Внимание! Собственность Дарасунского рудника». Рядом с «собственностью» я замечаю небольшую точку, за ней мешки и мотоцикл с коляской. Мужчина бережно складывает добычу возле входа в фабрику, другую часть погружает на коляску и уезжает в неизвестность. Пока его нет, поднимаюсь на верх. Далеко он не уехал, смотрит за мной, катается вокруг фабрики. Возле входа множество ям, они вырыты, чтобы забирать оттуда песок. Открываю мешок, а в нём и есть тот самый золотой песок. Так на наших глазах и оказался чёрный копатель.
Добыть из песка золото можно двумя способами. Рассмотрим самый простой – отмывание. Понадобится бочка, коврик и специальная чаша. Сначала песок пропускают с водой через коврик, затем остатки через чашу и получают какие-то граммы, на это заработок бывает периодический, можно намыть металла на 500 тысяч, а можно и на 20 кое-как наскрести. В черной добыче стабильности нет.
Сдавать копателя не будем. Последнего скупщика в посёлке задержали в 2022 году. Он работал в кафе, туда приходили копатели и сдавали ему намытое. Куда уходил металл – неизвестно.Кто-то говорит, что его отправляли в Грузию, Кто-то - что в соседнюю Поднебесную.
Ситуация в Вершино-Дарасунском не изменилось, хотя и рабочая группа создана, и она даже совещается. Люди в это время сидят без средств к существованию. Сидят при этом на золоте….