ОСОБОЕ МНЕНИЕ: «Алёнка» с ребёнком или как представляют себе жен декабристов читинские «скульпторы»

Арина Шаравина / Культура, 10:37, 27 июня 2023
ОСОБОЕ МНЕНИЕ: «Алёнка» с ребёнком или как представляют себе жен декабристов читинские «скульпторы»
Читинская

В Чите демонтировали статую жены декабриста, которую всего четыре дня назад установили у музея, известного, как «Церковь декабристов». Причина – многочисленные негативные отзывы. Как такое «произведение искусства» вообще могло быть выставлено на всеобщее обозрение в городе, который уже давно претендует на новую туристскую столицу России, размышляет архитектор Арина Шаравина.

***

За последнее время на Читу обрушился металло-бетонный камнепад памятников. Тут Чита не избежала участи других городов России, также переживающих это явление, подобное разрушительному стихийному бедствию. Чего стоит только устрашающая скульптура Алёнки, вызвавшая бум негодования и нескончаемый поток мемов в соцсетях. Видимо, Чита решила повторить печальный опыт Нововоронежа, где была установлена пресловутая Алёнка.

 Рядом с Церковью Декабристов появилось некое скульптурное «произведение», якобы посвященное жёнам декабристов. Бетонная женщина с голым ребёнком на руках. Надо сказать, что Церковь Декабристов является главным памятником Читы и относится к объектам культурного наследия федерального значения. Установка этой скульптуры явно портит вид на Церковь Декабристов с западного направления. Издалека уже не сфотографируешь Церковь так, чтобы на фото не маячило это недоразумение.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: «Алёнка» с ребёнком или как представляют себе жен декабристов читинские «скульпторы»

Здесь и далее - фото автора

Что могли бы ожидать Забайкальцы от скульптуры, посвященной жёнам декабристов? Безусловно – высокохудожественного замысла, глубокого содержания, яркого композиционного решения, отличного качества материалов, высочайшего уровня исполнения. Но!  В данном случае, представленное «произведение» полностью не соответствует вышеперечисленным ожиданиям. И даже абсолютно наоборот. Установленная скульптура отличается самодеятельностью (в худшем смысле этого слова) и непрофессиональным топорным исполнением. Возникает впечатление, что авторы скульптуры людей-то в своей жизни никогда в глаза не видели. Потому что ни одного намёка на человеческие пропорции в этой скульптуре – нет.

Посмотрите на потрясающие портреты жен декабристов, написанные Николаем Бестужевым. Вглядитесь в эти благородные, утонченные черты, одухотворённые лица. Но авторы скульптуры, по всей видимости, не утруждали себя разглядыванием этих портретов. Потому что малоэстетичный облик этой бетонной женщины ни в малейшей толике не похож на  возвышенные лики жен декабристов.  А что происходит с руками скульптуры? Руки разного размера, грубые, мужские и на руки аристократки явно не похожи. Какая там дворянка –  ей бы лес в тайге валить такими руками.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: «Алёнка» с ребёнком или как представляют себе жен декабристов читинские «скульпторы»

Да, об искажении пропорций тут можно говорить бесконечно. Голова скульптуры несоразмерно огромна. И младенец для грудного ребёнка тоже великоват. Особенно, если обратить внимание на ширину его мощной спины. Получается, что ширина спины младенца почти такая же, как и у мамаши. И ребёночек абсолютно голый, хотя мать приодетая. Что это означает? Может то, что в Забайкалье детей вот так вот –  голышом носят в любое время года? Принято у нас так? Да вроде, нет такого. По меньшей мере – странное «художественное» решение.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: «Алёнка» с ребёнком или как представляют себе жен декабристов читинские «скульпторы»

Об одеяниях матери хочется сказать отдельно. Женщина, как её называют, одета в некое покрывало до пят, которое прижимается обручем на голове. Что означает эта карикатура на древнерусскую средневековую одежду? Авторы скульптуры представляют себе – в каком году произошло восстание декабристов? В 1825 году так уже никто не одевался и не ходил с таким бубликом на голове, путаясь в покрывалах. Тогда, такая мода уже лет семьсот, как прошла. О том, как одевались люди во времена декабристов, полным-полно самых разнообразных сведений в различных источниках. В данном случае, самые ценные и основные свидетельства – рисунки декабристов. А тут представлены абсолютно неуместные «одеяния», вызывающие вопрос – зачем и для чего нужно это грубейшее искажение нашей истории?

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: «Алёнка» с ребёнком или как представляют себе жен декабристов читинские «скульпторы»

В так называемой скульптуре есть ещё и такие «детали», как крепёжная арматура, торчащая из подобия постамента. Есть ободранный до кирпичей вход в подвал и «убитый» напрочь фасад здания, на фоне которых размещена скульптура. Есть некая нелепая металлическая гигантская клетка, размещенная зачем-то позади скульптуры. Можно долго перечислять… Но это уже всё так, не основное, некие штрихи к этой жуткой «картине маслом».

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: «Алёнка» с ребёнком или как представляют себе жен декабристов читинские «скульпторы»

СМИ сообщают, что проект архитектурно-ландшафтной реконструкции реализует общественная организация «Попечительский совет Читинского политехнического колледжа». Но ведь эта организация не имеет никаких полномочий решать вопросы монументального искусства и размещать какие-либо объекты на территории города и края.

Установка скульптуры произведена незаконно, самовольно и без согласования с соответствующими инстанциями. Существующий в городе порядок установки таких объектов полностью проигнорирован попечительским советом колледжа. Разумеется, этот «проект» не обсуждался общественностью, не обсуждался и на профессиональном уровне. Прикрытием для этого уродливого недоразумения является ссылка на губернаторский грант. Но стоит напомнить попечительскому совету, что даже «высокое» покровительство не освобождает от прохождения законной процедуры установки скульптуры.

А что касается скульптуры Алёнки – так жители Нововоронежа настояли, чтобы её снесли. И она была снесена всего через три (!!!) дня после установки. Нововоронежцы посчитали эту скульптуру уродливой, вызывающей и абсолютно несоответствующей общечеловеческим понятиям о прекрасном. И с нововоронежцами была солидарна вся страна (во всяком случае – её здравомыслящая часть). Очень надеюсь, что жители Читы также не потерпят это позорище на территории родного города. Не важно – сколько денег потрачено на этот грантовый хлам. Его не должно там быть. Его не должно быть нигде. А руководителям города и края пора остановиться в «деле» внедрения чудовищных антихудожественных произведений в городскую среду и искажении исторической памяти. Недопустимо такое соседство с бесценной жемчужиной нашего города, памятником федерального значения – Церковью Декабристов.

 Арина Шаравина

архитектор 

 От редакции

 Сетевое издание ZAB.RU направляет

запрос в пресс-службу губернатора

с требованием раскрыть стоимость работ

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"