Ультиматум неслыханной красоты

Арина Шаравина / Общество, 10:49, 30 сентября 2023
Ультиматум неслыханной красоты
Рисунок автора

Красота, как метко сказала героиня одного фильма – страшная сила. И тут  не поспоришь. Видимо, и администрация Читы на редкость воодушевилась этим лозунгом и решила привнести красоту в родной город, хорошенько порадовав горожан и гостей города.

Но что же можно сделать в городе такого замечательно красивого? Какие объекты раскиданы по всему городу, изменением облика которых можно было бы в раз добиться редкого архитектурного великолепия? Ответ плавал на поверхности – это киоски и павильоны. Срочно нужна их типизация, и даже (если можно так сказать) красивицизация для немедленного создания гармоничной и стилистически единой городской среды.

Все эти благие и благороднейшие намерения привели к созданию постановления администрации городского округа «Город Чита» № 435 от 7 октября 2021 года «Об утверждении Требований, предъявляемых к внешнему виду нестационарных торговых объектов, размещаемых на территории городского округа «Город Чита». И – да, городские депутаты за это постановление тоже дружно проголосовали.

Полностью пересказывать текст постановления, разумеется, смысла нет. Можно только сказать, что подход к внешнему виду киосков и павильонов самый жесткий и суровый, поскольку красота, как всем известно – требует жертв. И жертвы, безусловно, будут. Никуда они не денутся – так решили в администрации. Хотят работать – так за свой счёт, как миленькие, все павильоны и киоски будут переделывать. А переделать всё надо уже вчера – до 1 сентября 2023 года.

Казалось бы, многие предприниматели только-только обновили свои киоски и павильоны, произвели отделку фасадов, заказали новые, радующие глаз, вывески. Теперь всё это можно выбрасывать, поскольку под постановление никак не подходит. Надо заказывать новые павильоны, новые киоски, новые вывески.  Такой вот «ультиматум неслыханной красоты».  И это притом, что сейчас бизнес в Забайкалье переживает очень нелёгкие времена. Если предпринимателям придётся нести затраты на замену павильонов, ведь это же явно отразится на стоимости товаров и будет способствовать росту цен (и без того значительному). В итоге, жертвами этой «красоты» станем мы с вами – горожане. Мы  будем платить за эту «красоту» своими кровными.

А теперь посмотрим, стоит ли эта «красота» таких жертв, да и такая уж ли это «красота»? Внешний вид, предлагаемых к исполнению павильонов, поражает своим примитивом и убогостью. Курсовая работа первокурсника, выполненная на три с минусом – это самая оптимистичная  и реальная оценка так называемых проектов. Образы павильонов и киосков такие – чемодан горизонтального типа и чемодан вертикального типа. Видимо, создателей этих творений посетило чемоданное настроение и от него уже никуда не скроешься.

Сама конструкция  павильона и киоска выглядит как московская, воронежская, сочинская – какая угодно, но не сибирская и не забайкальская. Ведь климатические условия у нас значительно отличаются от европейских регионов. Знают ли этот факт (известный малым детям) те, кто это проектировал и те, кто это согласовывал? Конструкции сибирских павильонов должны быть рассчитаны на максимальное  теплосбережение. А тут предлагается делать огромные окна «в пол». Зачем? Это архитектурная мода, но она абсолютно неприемлема для нашего климата.

Отдельно стоит поговорить о цветовых решениях павильонов и киосков. Здесь уже лозунг «Красота – это страшная сила» обретает истинный смысл и делает яркий акцент именно на слове «страшная», поскольку все цветовые решения предлагается выполнять исключительно в тёмно-коричневых и тёмно-серых угрюмых колерах.

Ультиматум неслыханной красоты

Может, кто-то считает, что наш город Чита не достаточно сер и мрачен и стоит добавить такой вот «красоты»? В постановлении № 435 эти жуткие колера названы ласково –  шоколадный, мокрый асфальт, графитовый, но суть дела это не меняет. Из пятнадцати тысяч оттенков, которые различает человеческий глаз, были выбраны  всего три (самых невзрачных) в спектре восприятия каких-то глубоководных рыб. Это что, такое новое понимание «чувства стиля»? Да уж. Но понимание это явно ошибочно. Хотя бы потому, что человек – не рыба.

  Появятся мрачные, тёмные, грязные чемоданы, разбросанные по всему городу. Вне зависимости от архитектурного окружения, исторической и функциональной среды. Но авторы постановления всё-таки немного сжалились и позволили сделать вывески белыми буквами. Другими цветами буквы делать нельзя, только белыми. И то, определённой высоты – 50 см. Если будет, хоть на 1 см туда-сюда – можете попрощаться с такой вывеской. Никто её вам не согласует вместе с вашим павильоном. Скажете – абсурд, выдумки? Увы – нет. Самое настоящее, реальное, постановление городской администрации. Что это, как не ущемление прав предпринимателей, а, в конечном счёте (да, я опять про цены) – всех горожан.

Ультиматум неслыханной красоты

Как ни печально, на улицах нашего города уже появились воплощения этих дизайн-фантазий администрации. К зданию Главпочтамта, который считается уникальным образцом отечественного  зодчества, примкнули торговый павильон, сделанный точь в точь в соответствии с постановлением № 435. Павильон своим «продвинутым» дизайном с размаху и моментально превращает в пыль аутентичность существующей исторической архитектурной среды. Отделка павильона выполнена здоровенными панелями, что делает объект  похожим на СТО или на какое-то промышленное сооружение. Цветовое решение целиком в тёмно-коричневом колере выглядит мрачным грязным пятном на главной улице города.

Ультиматум неслыханной красоты

Аналогичный «по красоте» павильон размещён и на Кадале. Да, там нет исторической среды, нет памятников культурного наследия. Но этот цветочный павильон нового образца своим мрачным, унылым видом умудрился затмить даже невозможно скучный фасад хрущовки. В общем, что в теории, что в практике, от постановления № 435 результат один – ждите беспощадности (эстетической и не только).

Разумеется, все эти стилевые «веяния» привнесены на нашу суровую Забайкальскую землю из гораздо более благополучных западных регионов страны. Ничего нового администрация города тут не придумала. Только в других регионах вопросы не решаются таким топорным образом – вот вам один павильон тёмно-коричневого или тёмно-серого цвета на все места и случаи жизни. Нет. Разрабатываются различные архитектурные концепции внешнего вида киосков или павильонов, в зависимости от того, где они будут размещены – в историческом центре города, в современном спальном районе, в парке, на транспортном узле. Это абсолютно необходимо для архитектурного многообразия города.

Ультиматум неслыханной красоты

Возможно, сама идея некой модульности  нестационарных объектов не так плоха. Но эта идея должна быть выполнена на высоком профессиональном уровне, и она (идея) должна учитывать множество факторов и внедряться крайне постепенно. Гармоничная и по-настоящему красивая городская среда – это умный, профессиональный подход ко всем решениям. И выполненные по индивидуальным (не типовым!) проектам нестационарные торговые объекты – тоже обязательно должны быть. А однообразной коричневой серости нашему городу вполне хватает. Пора уже остановиться.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"