ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Памятник святым или «Домострою»?
Что сейчас происходит с так называемым «институтом семьи» честно и толком рассказать никто не может. И это несмотря на то, что очень многие «товарищи учёные-доценты с кандидатами» пытаются что-то объяснить, но не очень у них получается. А проблема наметилась давно и большая. Далеко не ходя, возьмём соотношение браков и разводов в нашем крае. За период с января по июнь 2023 года в Забайкалье на 3114 браков приходится 3046 разводов (данные ЕГР ЗАГС). Не надо тут быть академиком, чтобы понять – практически на каждый брак приходится по разводу.
Вместо устранения социальных причин недолговечности браков, власти совместно с РПЦ решили прибегнуть к скрепам и традициям. Во многих городах России, стали устанавливать памятники Муромским святым Петру и Февронии, которые, по церковным канонам, являются образцом крепости семейных уз. В Чите тоже недавно установили памятник этим святым. Идея создания памятника, как сообщают СМИ, принадлежит администрации Черновского района. Что ж, память о традициях и духовном наследии – это хорошо. Но в каком ключе и как это было реализовано?
В иконописном (каноническом) изображении эти святые всегда представлены стоящими рядом и равными друг другу. По сути, так показано равенство в счастливом браке мужчины и женщины. И это является важнейшим обстоятельством, игнорировать которое, казалось бы – невозможно. Но игнорируют и ещё как – в настоящее время, вдруг появились так называемые «светские» композиции. И, как говорят в своих интервью инициаторы создания читинского памятника, они квалифицируют скульптурное изображение Петра и Февронии, именно как «светское». Но тут возникает вопрос – почему же именно светское изображение помещено на территории храма Воздвиженья Креста Господня, расположенного в поселке КСК? Где, как не на территории храма, должна быть установлена скульптура, выполненная с иконописных образов?
В чём же, всё-таки, эта пресловутая «светскость» читинской скульптурной композиции? А она заключается в том, что Пётр изображен сидящим, а Феврония стоит за его спиной. Но при такой композиции сразу возникает чувство неравенства во взаимоотношениях супругов. Ну и автор скульптур Илья Царинный (судя по его интервью в СМИ) прямо говорит, что в памятнике «отражен уклад домостроя». Вот так «светскость». Вот к чему, оказывается, надо стремиться в семье. К домострою, к этой плёточной азбуке домашнего насилия.
Автор хотя бы в курсе, что в домострое бить жену, «учить плетью», «наставлять и вразумлять» – вполне допустимая мера? Жену надо «наказать и посечь один на один, в наказании осторожно бить». Слов нет – «осторожно» бить женщину! «Не жалея бей ребёнка, если прутом посечёшь его, не умрёт, но здоровее будет» – так там наставительно советуют. Да, домашнее насилие в домострое, женская жизнь в вечном страхе, побои детей – «норма» семейной жизни.
На тебе – ехали, ехали и, наконец, приехали. Из 21 века прямиком в Средневековье. Уголовный Кодекс только прихватить не забудьте. Пригодится. Хотя в Средневековье он будет полезен исключительно как предмет, которым можно отбиваться, когда вас колотить будут. И вряд ли после таких побоищ сильно укрепятся семейные отношения, скорее – наоборот. А в стране сейчас и так огромная проблема с домашним насилием, которое фактически декриминализовано. «Убьёт – тогда приходите». Слышали такое «высказывание»? А ведь прийти-то проблемно будет в таком трагическом случае…
Русские философы, культурные деятели, публицисты (Бердяев, Аксаков и др.) отрицательно оценивали влияние домостроя на христианскую мораль. Трудно представить себе большее извращение христианства, чем «Домострой» – считали просвещённые люди России. Между тем, в настоящее время (от незнания или ещё от чего похуже), делаются попытки реабилитировать «Домострой». Укрепить семью, так сказать. Видимо, кто-то всерьёз считает, что жестокостью и насилием, можно чего-то там сильно укрепить.
Только какая связь святых с одиозным домостроем? А никакой связи вообще нет. Судя по летописям, Пётр и Феврония – это реальные люди, жившие в 13 веке. И их отношения – прямая противоположность постулатам домостроя, этого пособия по избиению домочадцев. Кстати, «Домострой» и возник-то на 300 лет позже периода земной жизни Петра и Февронии. Вообще, такая композиция – муж сидит в креслах, развалясь, а жена стоит позади мужа, очень напоминает фотографии купеческих пар конца 19, начала 20 века. Посмотришь на фото и сразу, без единого шанса на сомнение, понятно – кто в доме хозяин.
Только современному человеку привить такие, заведомо неравные взаимоотношения, никак не получится. Да, люди остались теми же людьми, хоть и прошли века. Но всё-таки что-то изменилось. Ценность именно равных отношений, основанных на взаимной любви и взаимном уважении, для современного человека, несомненно – приоритетна. А в Чите получилось так, что автор установленной скульптурной композиции, вместо того, чтобы отразить в своей работе полное равенство и любовь супругов, вольно или невольно, подчеркивает неравенство в семейной паре.
Скульптор в интервью уверенно утверждает, что «читинский памятник уникален по образному решению». Но так ли это? Сравним читинский скульптурный образ с картиной Александра Простева, которую этот художник создал в своей серии «светских» работ о Петре и Февронии более десяти лет назад. Сразу бросается в глаза поразительное сходство картины художника Простева и читинской скульптурной композиции. Совпадения слишком очевидны, чтобы быть случайными. Позы, наклоны головы, жесты, детали одежды – всё это говорит о безусловной вторичности читинского памятника. Ни о какой «уникальности» композиции речи быть, разумеется, не может. Скорее, тут можно говорить о плагиате самого образа памятника.
Почему же, всё-таки, происходит так, что памятники в Чите размещаются, не проходя ни общественного, ни профессионального обсуждения? Ну, ведь явно это не идёт на пользу делу. Но из раза в раз – одно и то же. Хотя в городе существует Совет по вопросам истории и культуры при администрации города, который как раз и занимается согласованием установки памятников. На Совете этот памятник даже обсуждался и был согласован 6 июля 2023 года, то есть всего за два месяца до открытия памятника. Хотя работа над скульптурами шла уже два года (по собственным словам автора в интервью).
А почему эскиз памятника не обсуждался на Совете два года назад, когда работа только начиналась? Почему никто не обратил внимания на «домостроевскую» трактовку скульптурного образа памятника? Очень, очень много возникает вопросов. И есть ещё такой – справляется ли вышеупомянутый Совет со своими задачами, или его просто ставят перед фактом размещения того или иного объекта? Это большой вопрос. Но ответ на него очевиден.
Следователи осмотрели место гибели туристов под льдом Байкала
Чиновников больше — толку меньше
В Истре отменили 40-летнюю Масленицу из-за угрозы штрафов за митинг
Одним из лучших способов снять стресс, взбодриться и очиститься душой и телом является поход в баню
Парк МЖК в Чите встретил зиму во всей новогодней красоте


