ОСОБОЕ МНЕНИЕ: О чем нельзя говорить – все об информационной безопасности Забайкалья
Не выплеснуть бы с водой и ребёнка
Красной линией обсуждения проходила мысль, что пресса сегодня должна писать, как выразился Андрей Гурулёв, «больше хорошего о наших достойных людях, о родной природе, нашей великой стране, а не отражать только лишь плохое в угоду противоборствующей стороне». Эту мысль, как мантру, повторяли и другие участники круглого стола. Видно было, что в очередной раз представители власти хотели бы больше розовых тонов на страницах забайкальских газет, в программах телевидения и радио, на общественно-политических сайтах.
Если бы обсуждение состоялось в каком-то другом регионе, можно было подумать, что там действительно пресса любит чернуху, «льёт воду на мельницу наших врагов», то есть занимается деструктивным делом. Но речь шла о реалиях забайкальского информационного поля. И вот тут возникает недоумение. Чем вызвана эта озабоченность? Может быть, участники обсуждения совсем не знакомы с нашими региональными и местными СМИ? И не знают, что встретить сегодня какой-то серьёзный критический материал в большинстве СМИ Забайкальского края – это просто событие. Наши газеты словно соревнуются в том, сколько портретов руководителей края и краевого центра напечатают они в каждом номере (бывает по пять-шесть) на всех страницах, начиная с первой. А выпуски телевизионных и радиопрограмм, как правило, начинаются и заканчиваются победными реляциями о сверхуспешной деятельности губернатора края, руководителя администрации краевого центра, глав законодательной и представительной власти этих органов. Количество специалистов по пиару в краевой администрации, которые занимаются производством и распространением исключительно позитивной информации, выполненной в розовых тонах, сегодня вообще беспрецедентно.
Ну, кто спорит, что сегодня, в сложное для страны время, к слову надо относиться особенно требовательно. И не давать площадки тем оппонентам, которые запугивают населения апокалиптическими прогнозами, пытаются распространять фейковую информацию, то есть посеять у людей страх, дестабилизировать общественную ситуацию. Но тревогу вызывает другое. Неужели сейчас, по призыву участников круглого стола, мы дружно должны отойти от реального освещения жизни, уйти от критической аналитики, серьёзной проблематики и, словно в приснопамятные годы, показывать жизнь не такой, какой она есть, а приглаженной, придуманной, сюрреалистичной.
Но ведь всё это мы уже проходили. Большая часть моей журналисткой работы пришлась на советский период, когда жизнь в СМИ отражалась как в кривом зеркале. Тогда люди воспринимали это естественно, как пропаганду в тренде идеологии. В прессе, на телевидении и радио выполнялись и перевыполнялись планы, брались повышенные обязательства, а в жизни был сплошной дефицит, люди гонялись за импортными шмотками, выстаивали часами в очередях за детскими колготками и т.д. У нас была «самая демократичная демократия», но за любое неосторожное слово, в том числе и в СМИ, следовали жёсткие репрессии. Зачем же сегодня предлагать возвращаться к такому положению? Проще говоря, уничтожению самой сути журналистики.
Пресса не дама, приятная во всех отношениях
Да, конечно, критика, основанная даже на правдивых фактах, бывает очень неприятна для власти. Пилюля эта горькая. Приятнее видеть свой портрет на странице газеты, чем прочитать заметку о перебоях в общественном транспорте, о грязи на улицах или, по большому счёту, о уезжающем в другие регионы населении, о падающей рождаемости и растущей смертности, провалах в социально-экономической политике, авариях в ЖКХ и замерзающих в квартирах людях, неоправданно растущих ценах. Ну, что журналисты муссируют эти темы, что они будоражат народ! Какой выход? Взять и записать всё это и многое другое в пропагандистские манипуляции СМИ, которые негативно влияют на социальное здоровье общества. Дескать, давайте писать больше о хорошем, закроем глаза на негативные стороны нашей жизни.
И все как-то подзабыли, что СМИ в демократическом обществе (а оно у нас, надеюсь, всё же демократическое) должны, просто обязаны, кроме всего прочего, выполнять роль четвёртой власти, то есть роль общественного контроля над деятельностью власти. Подчёркиваю – общественного контроля. В жизни это означает, что общество, люди имеют право воспользоваться любыми информационными площадками, чтобы свободно высказать свою точку зрения, своё мнение в адрес любых властных структур, любых представителей власти. Конечно же, это не всегда по душе для чиновников. Но в том-то и дело, что пресса - это не дама, приятная во всех отношениях.
У нас в крае руководители разных уровней, что показало и обсуждение на упомянутом круглом столе, роль СМИ понимают примитивно – дескать, дайте побольше положительных примеров из жизни и дело в шляпе. Отсюда и действия. То губернатор обидится на журналистов и публично заявит, что он больше с ними не хочет иметь дело, то читинская городская дума примет решение не пускать на заседания комитетов журналистов, то власть начинает избирательно кого-то из СМИ приглашать на важные мероприятия, а других игнорировать и т.д.
Хотя логика подсказывает: вот бы власти совместно с забайкальской прессой навалиться всем миром на имеющиеся в крае проблемы, недостатки, организовать совместные акции, подготовить серию телерепортажей, газетных публикаций, пригласить в студии и в редакции министров, потребовать принятия срочных мер и т.д. Но нет – чиновничья корпоративность прежде всего.
Пренебрежение к интересам забайкальцев, пичкание их суррогатной информацией не так безобидно. Сладкие пряники и весёлые тона в информации СМИ побуждают и к ней, и к власти недоверие и даже пренебрежение.
А в итоге всё это порождает пропасть между властью, её представителями и народом.