ОСОБАЯ ПАПКА: На нет и судов нет…
Итак, Сретенский судостроительный завод обрел нового собственника. Поднятия с колен и возрождения из руин, которые обещало краевое правительство, не состоялось. Дальнейшие перспективы некогда самого крупного завода региона не видно совсем. И тому есть объяснение.
Ты помнишь, как все начиналось…
А начиналось все еще в 1852 году, когда выпускник Морского кадетского корпуса Петр Казакевич с помощниками основали у поселения Шилкинский завод на берегу одновременной реки первую в Забайкалье судоверфь. Потребность в ней была огромное – начиналась масштабное освоение даурских территорий и развитие золотодобычи. В отсутствие других дорог. Реки стали единственными транспортными артериями. В итоге уже через три года на верфях было построено 77 судов – от лодок до парохода «Аргунь».
Фото из архива Сретенскоого судостроительного завода
К 70-м годам XIX века производство перенесли в поселок Кокуй – там рельеф местности и глубина фарватера позволили спускать на воду крупные суда. В начале ХХ век здесь развернулось масштабное строительство, им занялись корабелы из далекого Воткинска в Удмуртии. Первыми простроенными пароходами стали двухпалубные пассажирские суда «Воткинск» и «Адмирал Макаров». Кроме того, в Кокуе был открыт филиал Балтийского завода, специализирующийся на постройке боевых кораблей.
Во время гражданской войны все оборудования и суда были вывезены из Кокуя интервентами и белогвардейцами.
Возрождение судостроения началось на волне объявленного правительством СССР курса на индустриализацию в 1935 году. Соответствующее постановление Совнаркома вышло годом ранее. Завод тожественно открылся 10 февраля 1935 года, на его стапелях была заложена морская баржа грузоподъемностью 150 тонн. Всего за первые 10 лет своего существования, с 1935 по 1945 гг., предприятием было построено 188 речных и морских судов. В их числе - корабли для Краснознаменной Амурской речной флотилии, которые внесли вклад в разгром японских милитаристов.
Фото с сайта kokuj.ucoz.ru
На волне развитого социализма
Расцвет предприятия пришелся на 50-80 годы XX века. Сухогрузы, пассажирские и военные корабли, баржи, буксиры, сейнеры - всего за это время на воду было спущено более 300 судов, среди них - гигант водоизмещением 2,7 тысяч тонн и длиной 92 метра. А пассажирские теплоходы серии 860, построенные в Кокуе и сейчас ходят во Вьетнаме и Индонезии. В конце 80-х годов, учитывая изменения экономической обстановки в стране, ССЗ стал кооперироваться с подобными предприятиями в Улан-Удэ, Благовещенске и Хабаровске. В результате работы хватило до 1994 годов. Кроме того, ССЗ освоил выпуск побочной продукции –мебели и бытовых вагончиках. Малогабаритно кухонные гарнитуры разлетались в Чите мигом – они очень подходили к маленьким кухням «хрущевок» и «брежневок». К этому времени численность персонала завода превысила 3,5 тысячи человек.
Фото из архива Стретенского судостроительного завода
Попытка выплыть
Увы, «шоковая терапия» 1992 года перечеркнула все планы и проекты. К 1996 году фактически прекратилось производство крупных судов, однако в цехах продолжалась сборка катеров и мотоботов. Однако затем не нашелся покупателей и на них. Только после дефолта 1998 года были вновь получены крупные заказы и со стапелей сошли восемь рыболовецких траулеров.
Казалось, что постепенно завод выйдет из кризиса – стали поступать непрофильные заказы от горнодобывающих компаний, предприятий связи, электростанций и т.д. Завод освоил производство речных паромов, мобильных причалов, прогулочных лодок.
Последим крупным судном, который был спущен на воду в Кокуе, стал грузопассажирский морской теплоход «Ительмен». На этом производственная деятельность ССЗ была прекращена.
Фото из соцсети «Одноклассники»
В мутной воде у пристани
Основными доходами, с помощью которых еще как-то теплилась жизнь на заводе, стали поступления от снабжения населенных пунктов теплом и водой – крупное предприятие, по сути, превратилось в ресурсоснабжающую организацию. Этих денег хватало, чтобы обеспечивать сохранность цехов, платить охране и отапливать помещения. А в верхах забайкальской власти началась многолетняя сага под названием «Поиск инвестора». Между тем, ССЗ в тиши опустевших цехов копил задолженность за электроэнергию, и по платежам во всевозможные государственные фонды.
В 2015 году на предприятии возникало некое двоевластие. К созданному в 2001 году ООО «ССЗ – Управление», контролирующему имущество предприятия и занимающемуся деятельностью, не связанной с кораблестроением, в было зарегистрировано ООО «Сретенская верфь». Владельцем компании являлся житель Санкт-Петербурга Дмитрий Рябец. Тогда в околоправительственных кругах рассказывали, что он прибыл по приглашению губернатора Забайкалья Константина Ильковского. И что на него губернатор вроде как возлагает большие надежды в деле возрождения завода, как на молодого талантливого управленца.
Однако вместо этого на ССЗ стали возникать скандал за скандалом. Дмитрий Рябец назначает на должность директора завода некую Юлию Ходюкову – до этого она числилась в помощниках у Ильковксокго, в его бытность депутатом Госдумы и руководила аппаратом Забайкальского регионального отделения партии «Справедливая Россия». Отметим, что по некоторым данным, Ильковскому посоветовал привести на ССЗ команду Дмитрия Рябца его советник по вопросам экономики, известный читинский предприниматель Сергей Селезнев, в то время - видный забайкальский «справедливоросс». Через год Ходюкову задержат в рамках уголовного дела по ст. 160 УК РФ. По версии следствия, она обналичивала деньги от предприятий-заказчиков, выводя их на счета сторонних фирм. До этого в отношении нее возбуждалось еще одно уголовное дело – за невыплату зарплаты рабочим.
Дмитрий Рябец, уже после того, как как прекратил работу на ССЗ, заявил, что все это не более чем провокация, устроенная с целью «атаки на руководство предприятия», По его словам, Юлия Ходюкова отчиталась по всем движениям денежных средств. Однако, куму была нужна такая провокация, он не сказал.
Как бы то ни было, итог все этих уголовных дел остается неизвестным. Кстати, судьбу читинского Машзавода в то время также решал Дмитрий Рябец и директором туда он поставил все ту же Юлию Ходюкову. В итоге от Машзавода осталось то, что мы наблюдаем сейчас.
Не исключено, что ситуация эта была на самом деле связана с заданием вывести ССЗ с рынка потенциальных исполнителей госзаказа. Официальных подтверждений этому нет, есть только слова тех, кто тогда имел отношение к предприятию. Источники рассказывали, что Минобороны и другие ведомая были готовы разместить крупный и долгосрочный заказ на ремонт боевых судов, прежде всего – пограничной охраны. Возможно, что завод в Кокуе просто кому-то сильно мешал. И этот «кто-то» не поскупился, чтобы перечеркнуть будущее предприятия.
Другие источники говорят, что интерес новых управленцев заключался в объемах металла, который под видом лома можно было сбагрить в Китай. Почему бы и нет – судьба Петровск-Забайкальского металлургического завода до сих является свидетельством того, как разрушали Забайкалье индустриальное.
Ко дну
ООО «Сретенская верфь» официально прекратило существование в 2019 году, а заводом с августа 2015 года продолжило рулить ООО «ССЗ-управление». В течение всех этих лет оттуда поступала информация о разворовывании оборудования и оснастки.
«У нас уже было тут такое. В эллинге, где суда собирались. Все порезали, вплоть до системы пожаротушения. Хотя металлолома тут хватает, вся территория завалена», - рассказали работники завода еще в 2021 году.
1 октября того же 2021 года все цеха и склады ССЗ были опечатаны. До этого на заводе еще как-т теплилась жизнь, рабочие делали емкости для топлива, собирали строительные вагончики и выполняли ремонт пограничных судов. Но уже вступило в силу решение Арбитражного суда, согласно которому ССЗ был теперь официально признан банкротом и там было введено конкурсное производство.
Последующие два года ССЗ упоминался губернатором края и чиновниками исключительно с глаголами будущего времени, становясь объектом политического PR.
Летом прошлого года Александр Осипов заявил, что «мы занимаемся переговорами, стараемся найти квалифицированного собственника. Неоднократно я вёл переговоры с представителями наших судостроительных компаний. Надеемся, что рано или поздно мы всё-таки найдём того, кто сможет возродить завод».
Однако тут возникает вопрос, почему не было сделано то, о чем говорил помощник конкурсного управляющего ССЗ Евгений Корнев:
- Объявить публично, громко, открыто начале поиска инвесторов для Сретенского судостроительного завода, которые на стадии конкурсного управления могли бы забрать цеха и перезапустить их
- Чтобы правительство со своей стороны в рамках, существующих у него полномочий объявило о возможных преференциях.
«У нас сегодня существует закон о ТОРах, туда входят ряд региональных предприятий и никой проблемы не будет если Сретенский судостроительный завод добавиться в этот список», - заявил Корнев в интервью каналу ZAB.TV.
Однако письмо об этом губернатору за подписью 188 жителей Кокуя осталось без ответа.
И вот 1 марта пришла весть – завод продан. Продан весь, вместе с недостроенными кораблями. Желание купить предприятие выразил только один покупатель – Андрей Коробицын. По данным системы «Контр-фокус», на сегодняшний день он владеет двумя микропредприятиями в Нижнем Тагиле – «Завод-НТ» и «Логистика НТ». Оба предприятия были зарегистрированы в прошлом году, сведений об их финансовой отчетности нет.
Заявленная организатором торгов цена предприятия составила 119 279 650 рублей. По тогам торгов же ССЗ перешел в руки нового собственника за 90 155 555. Сегодня это – стоимость среднего особняка в ближайшем Подмосковье. И даже на озере Тасей продается имение стоимостью в 60 миллионов рублей.
Зачем никому не известному бизнесмену, который, судя по всему, никогда не занимался кораблестроением, да и вообще машиностроительным производством, этот завод? Да еще и три недостроенных рыболовецких корабля в придачу? Сегодня мы может только предполагать. Официальный запрос направлен в краевое Минэкономразвития, может он что-то прояснит. Пока же ясно одно – в крае перечеркнута еще одна страница прошлого, которым мы все гордились.