ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Доходы реальные и лукавые
Публики на публичных слушаниях, как всегда, было немного, в основном чиновники и депутаты, а также редкие активисты. Министр финансов Забайкальского края Вера Антропова блистала сенсационными цифрами исполнения прошлогоднего бюджета. Но всё ли так прекрасно в жизни, как в отчёте?
Нечаянная радость
Манипулировать цифрами в сфере финансов у нас умеют–это известно. Чаще всего это делается без привязки к реальной экономике. И в данном случае складывается такое впечатление, что цифры упали с неба, поскольку из ситуации в экономической сфере Забайкальского края они возникнуть не могли.
Вот какие сенсационные данные Вера Антропова озвучила. Бюджет исполнен в объёме 129 миллиардов рублей, на 6% больше уточнённых бюджетным назначением. Собственные доходы приросли на 25 миллиардов рублей к итогам прошлого года. Министр подчеркнула, что основной фактор увеличения роста - это реализация инвестпроектов. За 2023 год от этих проектов получено 13 миллиардов рублей.
Конечно, увеличение собственных доходов на 25 миллиардов – это сенсация, такого в истории Забайкальского края в течение одного года никогда не было. И это может создать иллюзию небывалого взлёта экономики края. Тем более, что, по словам министра финансов, за последние 5 лет собственные доходы края выросли в 2 раза - с 38 до 75 миллиардов рублей, почти на 12% больше, чем было заложено в бюджет на 2023 год. Заметим, кстати, что если это так, то как же наш многочисленный региональный Минфин считал годовые доходы предприятий, формировал проект бюджета, а депутаты его потом утвердили? Ошибки, безусловно, могут быть, но когда разработчики бюджета промахиваются в таком большом масштабе – это можно расценить, как отсутствие их квалификации.
Правда, детальное знакомство с прибыльностью предприятий не вселяет большого доверия. Например, в последние три года, по данным Забайкалкрайстата, стабильно около 40% предприятий в крае имеют не прибыль, а убытки. Социально-экономическое положение в регионе в целом тоже не блещет, о чём свидетельствуют и итого 2023 года (об этом ниже). И эта динамика не улучшается, а становится острее. За счёт чего же такой фантастический взлёт собственных доходов краевого бюджета?
В своей пояснительной записке Минфин признаётся, что значительное увеличение налоговых взносов поступило от самых крупных предприятий – тех, которые занимаются добычей полезных ископаемых, предприятий железнодорожного транспорта и кредитных организаций. Эти структуры доплатили свои платежи ещё за 2022 год, а также увеличили авансовые платежи за 2023 год. Получилась значительная сумма более чем в 18 миллиардов рублей. Отсюда и такой взлёт собственных доходов. Можно сказать, что доходы от крупных предприятий пришли, что называется, по случаю и надеяться, что такая нечаянная радость будет повторяться каждый год – не приходится.
Что касается доходов от реализации инвестпроектов, то известно, что львиная доля на это поступает от крупных корпораций или из федерального бюджета, так что это заслуга больше федералов, чем региональной власти. А увеличение поступлений налога на доходы физических лиц почти на 23% от итога предыдущего года произошло по причине повышения заработной платы, за что «благодарить» надо огромную инфляцию, особенно в нашем крае, в 2023 году. При этом НДФЛ поступил в бюджет в большем объёме, чем записано бюджетной статьёй, почти на 16%, а инфляция в крае в 2023 году по оценкам независимых экспертов составила 20-25%. Повышение зарплаты (соответственно и рост отчислений НДФЛ в бюджет) всё же не компенсировало потери людей от роста цен. Так что особой доблести руководителей края в этом нет.
Экономика за скобками
Как известно, деньги на тарелку на положишь и не скушаешь с маслом. Они должны работать на экономику, которая даёт конкретный продукт. Но вот серьёзного разговора о положения в экономике Забайкальского края на слушаниях почему-то не было. Возможно, потому, что причин для особых парадных реляций и сенсаций в этой сфере нет.
Если в 2023 году невиданный взлёт собственных налоговых доходов в бюджете был обеспечен предприятиями горнорудной промышленности, железнодорожного транспорта и кредитных предприятий в результате погашения ими возникшей ранее задолженности, то оценивая этот факт реально, влияние нашего регионального правительства на эти отрасли минимально или нулевое.
Другое дело, например, с обрабатывающей промышленностью. Предприятия этой отрасли традиционно на положении отстающих – не исключение и отчётный 2023 год. А ведь на их долю приходится 13% всей промышленности края, и от них напрямую зависит благосостояние забайкальцев. Они, в частности, производят продукты питания, но производство пищевых продуктов снова (в который раз!) снижено на 5,3% к итогу предыдущего года. Здесь дело не только в объёмах, поскольку полки магазинов не пустуют, но слабая работа нашей пищевой отрасли в значительной степени влияет на цены. Завозная продукция из дальних регионов стоит дороже за счёт расходов на её доставку.
А чем объяснить снижение на 18,8% обработку древесины и производство из неё мебели? Ведь у нас есть соответствующие министерства, которые должны всерьёз заниматься этими видами производства, изучать, что мешает обеспечивать забайкальцев качественной мебелью собственного производства и пополнять бюджет.
То же можно сказать и о сельском хозяйстве. В 2023 году объём производства здесь составил только 94,8% к уровню предыдущего года. Значит, недополучены немалые доходы в бюджет, а главное – собственное производство продуктов всё время уменьшается, что сказывается и на пищевой промышленности края. И в минувшем году значительно снижены объёмы производства мяса скота и птицы, молока, яиц. Что же наши управленцы – в частности, министерство сельского хозяйства? Причина-то очевидна. В сельскохозяйственном производстве первую скрипку играет население – 75,1%. И оно готово наращивать производство продуктов. Но заготовительные структуры очень слабы, несмотря на десятки проведённых по этой проблеме заседаний и совещаний чиновников всех рангов. А ярмарки полностью решить проблему не могут.
В общем, если бы на публичных слушаниях по итогам исполнения краевого бюджета 2023 года была дана объективная картина без всякого лукавства и манипуляций цифрами, то она не была бы столь радужной. Но забайкальцы были бы правдиво проинформированы о положении вещей в финансах и экономики своего края.
Розовые краски никому не нужны.