Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?

Наталья Селиванова / Общество, 20:27, Сегодня
Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?
Фотография NeoChita

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли: возили пассажиров, доставляли груз и лес. А теперь для многих это осталось лишь приятным воспоминанием из детства,  для молодого же поколения звучит как сказка. 

Мы собрали по крупицам почти забытую историю судоходства в Забайкалье, чтобы напомнить, как это было.

Начать хронологию забайкальского судоходства можно с Петра Бекетова. По некоторым историческим данным, на месте слияния рек Ингоды и Читинки, которое находится рядом с Русской гимназией, казаки срубили зимовье. Землепроходцы, плывшие на плотах, оказались застигнуты ледоставом. Недалеко от плотбища прямо посредине Ингоды стояла скала, ее называли «Капитан-камень». Она мешала прохождению судов и в середине 19 века ее взорвали.

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?
1 / 2

Место слияния Ингоды и Читинки

Сейчас уже сложно представить, но с середины 19 века по 20-е годы прошлого столетия из Шилки и Сретенка в Читу ходил двухпалубный колесный пароход «Аргунь». Но многие могут вспомнить, как в советское время до 80-х годов  от Читы изредка отправлялись пассажирские теплоходы до Шилки и Сретенска. 

Судоходство применялось не только для пассажироперевозок, но и в логистических целях. Сразу после войны в Лесном городке Читинского района была построена большая пристань. Доставленные на поездах лес и уголь перегружали на баржи, которые отравляли до пристани на Хладокомбинате в Чите (рядом с современным парком Сухотино – прим.ред).  Здесь же в 50-60 годы по выходным дням отходили речные трамваи на противоположный берег Ингоды, чтобы доставить горожан на фестивальную поляну, где проводились соревнования и концерты. Пристань в Лесном городке ликвидировали после наводнения 1969 года.

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?

Фестивальная поляна. Фото Neochita

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?

Место бывшей пристани на Хладокомбинате

Мы побывали в Лесном городке, чтобы посмотреть на остатки пристани, но спустя столько времени от неё остались только заброшенная железная дорога, перевалочный пункт и рабочие здания.

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?
1 / 4

Всё, что осталось от пристани в Лесном городке

От пристани в районе кинотеатра «Спутник» ходили теплоходы «Заря» до Атамановки, а также дач в Антипихе и Песчанке. Сейчас на её месте находится ресторан с названием «Старая пристань».

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?
1 / 2

Пристань у «Спутника» в 50-60-ые годы 20 века. Фото Neochita и из Telegram-канала «Факты о Чите»

Веранда заведения выходит прямо к берегу Ингоды, вода которой раньше подходила к пристани. Как рассказывают очевидцы тех лет, билет на «Заре» стоил в районе 25 копеек. Последний раз теплоход ходил в 1990 году, когда пришлось эвакуировать дачников во время сильного наводнения. 

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?

«Заря» на Ингоде. Фото Neochita

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?
1 / 3

На месте городской пристани сейчас ресторан 

Вместо Русской гимназии до 90-х годов прошлого столетия был речной порт. Чуть раньше сегодняшнего дня место пристани подходило прямо к детской площадки учреждения, но сейчас там обустраивают набережную.

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?
1 / 2

Раньше здесь была пристань

Директор гимназии Валерий Скажутин рассказал нам, что искал место для открытия школы, и тогда ему предложили здание порта, чтобы оно совсем не пришло в упадок. Его использовали для реализации гравия, который собирали со дна реки и продавали организациям, но это стало не рентабельно. Он согласился на предложение, и 1 сентября 1995 года учреждение открыло свои двери для детей. 

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?

Русская гимназия

На территории гимназии и рядом с ней сохранилось много судов: небольшие и один теплоход, который Валерий Николаевич хочет перенести поближе к школе и обустроить там музей. Также около входа в учреждение стоит якорь, его хотели сдать на металлолом, но дети сказали, что он их вводит в состоянии уверенности в этой жизни.

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?
1 / 4
Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли. Как это было?

Читинка временами была тоже судоходна, о чём свидетельствует название  одного из районов Читы - «Гавань».

Сейчас наши реки сильно обмелели и стали малопригодны для судоходства. Можно лишь предположить, что это связано с масштабной вырубкой лесов в верховьях Читинки и Ингоды. Теперь остаётся только сохранить приятные воспоминания и страницы этой истории. И надеяться, что когда-то станет возможным возобновить потерянное.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"