КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…
Уже несколько поколений забайкальцев наверняка думают, что ледовый городок на площади Ленина существовал всегда. Трудно представить себе центр города без этого главного зимнего атрибута, хотя порой он и вызывается множество дискуссий. Однако на самом деле были времена, когда юные читинцы обходились без этого сооружения. А традиция возведения потешных построек изо льда и снега насчитывает уже шесть десятков лет.
Морозом по навозу
Так и хочется начать: «давным-давно, когда еще вокруг Читы шумела непроходимая тайга…». Тайга и правда, шумела, но город рос. А соответственно, росло и количество детей на квадратный километр городской территории. И как во все века и времена, детям, прежде всего, хотелось игр и развлечений. Однако 100-120 лет назад никто и не думал расходовать государственные деньги на баловство. Даже елка у губернатора и городского головы была доступна очень и очень немногим детям. Поэтому пацаны решали, как всегда, проблемы сами.
Больше всего повезло тем, кто жил у рек. Крутые берега обливались водой - и вот, пожалуйста, зимний аттракцион готов. На Острове, на Пожарке, на Чите-I, в пригородах, по таким самодельным горкам дети лихо неслись вниз, оседлав самодельные санки – ледянки. А делались они так: бралась старая, вышедшая из употребления корзина, из нее вынималось дно, одно сторона густо обмазывалась навозом, затем обливалась водой и выставлялась на мороз. К утру ледянка была готова. А навоз был единственным доступным материалом – коровы были почти у всех, тогда как ни картона, ни пластика в те времена, разумеется, не бы.
Есть свидетельства, что в начале ХХ века снежные горы для катания устраивались некоторое время на льду Ингоды, в период Масленицы. Однако пришло смутное время и всем стало не до забав.
Главная горка Забайкалья
Несмотря на триумфальное шествие Советской власти, индустриализацию и коллективизацию, зимние развлечения детей оставались делом рук самих детей. Только с начала 30-годов, когда стала осваиваться гигантская территория Атамановской площади, которая от вокзала раскинулась до ул. Анохина (в те годы она именовалась площадью Свободы), зимой в канун Нового года там стали ставить спиленную в лесу сосенку повыше, и заливать каток. Затем каток переехал на свежепостроенный стадион «Труд».
А пространство главной площади города было занято Собором Александра Невского. Даже после его сноса в 1936 году вновь образованная площадка использовалась лишь для митингов и гуляний горожан. А с сороковых годов и вплоть до второй половины 50-х она вообще была открыта для автомобильного движения. И впервые новогодняя елка появилась там в канун 1959 года. Больше никаких сооружений тогда не ставили. А первый снежный городок был построен в 1962 году. И это не оговорка – горки и лабиринты строили именно из блоков снега, укрепленных замерзшей водой – это хорошо видно на фотографиях тех лет.
Первая горка на площади Ленина. 1962 год. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"
Надо сказать, что до 1985 года количество построек была куда больше современных. Горки строились для всех возрастных категорий, а кроме них, еще были ледовые лабиринты.
Ледовый лабиринт на площади Ленина. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"
На двухскатной, самой высокой главной горе кучковались старшие – подростки от 14 лет. Тут вспыхивали короткие схватки между пацанами из враждующих районов города, завязывались амурные знакомства, порой отбиралась мелочь, но в целом все было чинно и благопристойно. И вообще, побывать на площади вечером с толпой друзей было правилом хорошего тона.
Главная горка. 1977 год. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"
Только после реконструкции площади и установки гранитного монумента, размеры городка существенно сократились. А вот в 1980 году на радость всем читинцам площадь помимо Деда Мороза и Снегурочки украсилась еще и ледяной фигурой олимпийского Мишки и пятью кольцами.
Нельзя сказать, что бы архитектура городка потрясала воображение – нет, все было, как сейчас принято говорить – без фанатизма. Однако и места хватало всем. А возводили горки читинские строители во главе с кем-нибудь из местных скульпторов. И надо сказать, что в те времена это была достаточно солидная «халтурка» – на ней можно было заработать до 500 рублей, а затем и больше. Для города, впрочем, это были копейки – понятие «дефицит бюджета» попросту не существовало.
Без депутатов и партии власти...
Несмотря на то, что не было Управляющих компаний, а были ЖЭКи, деревянные горки в обязательном порядке устанавливали в каждом дворе. Тем более, что придомовые территории не были уставлены гаражами, как сейчас. При этом не было никаких баннеров, что горка построена депутатом Горсовета или отделением КПСС. Просто приходили два-три мужика из ЖЭКа и за пару часов из заготовок, с помощью молотков, пил и какой-то матери сколачивали нехитрое сооружение. И с чувстом выполненного долга удалялись в гастроном. А заливать их было делом чести и предметом вожделения самих мальчишек. Все делалось по уму – расчищалась дорожка у ската, заливалась поэтапно горячая и холодная вода, нарастающий лед шлифовался картонками. Иногда для устойчивости льда плоскость горки сперва устилали газетами. Ну а затем начиналось веселье.
Из двора в двор ходили делегации – проверить: а как у них? Порой за право прокатиться на «чужой» горке вспыхивали потасовки. И еще одна деталь – по неписанному кодексу безопасности, с горок съезжали на картонках, на ногах или задницах. Использовать санки можно было, лишь, когда больше никто не катался. Это правило соблюдалось очень строго.
Горка в одном из читинских дворов. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"
Транспортные средства
Простые, алюминиево-стальные, с деревянными рейками – вот такими были санки нашего детства. Для малышей прикручивалась спинка, мы же обходились без нее. Катались, чего греха таить, на проезжей части. Тогда на окраинах машины были редкими гостями, а рельеф города позволял порой ехать долго-долго, используя инерцию. Санки были двух видов – с продольными и поперечными рейками. Те, что с поперечными были поуже и потому быстрее и маневреннее.
Два вида санок времен СССР. Фото с портала объявлений
Кроме санок, были обожаемы проволочные ящики из-под стеклотары. Разгонялись они быстрее санок, но управлять ими было труднее. Зато, сидя верхом та таком ящике можно было представить себя на мотоцикле. Правда, на улице они валялись редко – их в основном воровали из штабелей у гастрономов.
Но вершиной крутизны были самокаты. Сейчас даже в Яндексе или Гугле уже редки фотографии этого замечательного изобретения. А делалось оно так: бралось сидение от стула (желательно с мягким верхом), к нижней части приколачивались коньки. Самокат был неимоверно быстрым и маневренным. Гонки на них продолжались по всему городу с утра и до вечера. А пацаны рукастые усовершенствовали это средство передвижения, делая из еще одного конька и поперечный палки рулевой механизм.
Усовершенствованный самокат из коньков. фото из соцсети ВКонтакте
И даже когда из-за сильных морозов отменяли занятия в школах, мы дружно неслись на площадь или во двор. И никто не болел…
Фото из архива автора. Чита, 1978 год