КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…

Борис Ветров / Общество, 14:01, Сегодня
КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…
Фотография из архива ZAB.RU

Уже несколько поколений забайкальцев наверняка думают, что ледовый городок на площади Ленина существовал всегда. Трудно представить себе центр города без этого главного зимнего атрибута, хотя порой он и вызывается множество дискуссий. Однако на самом деле были времена, когда юные читинцы обходились без этого сооружения. А традиция возведения потешных построек изо льда и снега насчитывает уже шесть десятков лет.

 Морозом по навозу

 Так и хочется начать: «давным-давно, когда еще вокруг Читы шумела непроходимая тайга…». Тайга и правда, шумела, но город рос. А соответственно, росло и количество детей на квадратный километр городской территории. И как во все века и времена, детям, прежде всего, хотелось игр и развлечений. Однако 100-120 лет назад никто и не думал расходовать государственные деньги на баловство. Даже елка у губернатора и городского головы была доступна очень и очень немногим детям. Поэтому пацаны решали, как всегда, проблемы сами.

Больше всего повезло тем, кто жил у рек. Крутые берега обливались водой  - и вот, пожалуйста, зимний аттракцион готов. На Острове, на Пожарке, на Чите-I, в пригородах, по таким самодельным горкам дети лихо неслись вниз, оседлав самодельные санки – ледянки. А делались они так: бралась старая, вышедшая из употребления корзина, из нее вынималось дно, одно сторона густо обмазывалась навозом, затем обливалась водой и выставлялась на мороз. К утру ледянка была готова. А навоз был единственным доступным материалом – коровы были почти у всех, тогда как ни картона, ни пластика в те времена, разумеется, не бы.

Есть свидетельства, что в начале ХХ века снежные горы для катания устраивались некоторое время на льду Ингоды, в период Масленицы. Однако пришло смутное время и всем стало не до забав.

 Главная горка Забайкалья

 Несмотря на триумфальное шествие Советской власти, индустриализацию и коллективизацию, зимние развлечения детей оставались делом рук самих детей. Только с начала 30-годов, когда стала осваиваться гигантская территория Атамановской площади, которая от вокзала раскинулась до ул. Анохина (в те годы она именовалась площадью Свободы), зимой в канун Нового года там стали ставить спиленную в лесу сосенку повыше, и заливать каток. Затем каток переехал на свежепостроенный стадион «Труд».

А пространство главной площади города было занято Собором Александра Невского. Даже после его сноса в 1936 году вновь образованная площадка использовалась лишь для митингов и гуляний горожан. А с сороковых годов и вплоть до второй половины 50-х она вообще была открыта для автомобильного движения. И впервые новогодняя елка появилась там в канун 1959 года. Больше никаких сооружений тогда не ставили. А первый снежный городок был построен в 1962 году. И это не оговорка – горки и лабиринты строили именно из блоков снега, укрепленных замерзшей водой – это хорошо видно на фотографиях тех лет.

КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…

Первая горка на площади Ленина. 1962 год. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"

Надо сказать, что до 1985 года количество построек была куда больше современных. Горки строились для всех возрастных категорий, а кроме них, еще были ледовые лабиринты. 

КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…

Ледовый лабиринт на площади Ленина. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"

На двухскатной, самой высокой главной горе кучковались старшие – подростки от 14 лет. Тут вспыхивали короткие схватки между пацанами из враждующих районов города, завязывались амурные знакомства, порой отбиралась мелочь, но в целом все было чинно и благопристойно. И вообще, побывать на площади вечером с толпой друзей было правилом хорошего тона.

КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…

Главная горка. 1977 год. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"

 Только после реконструкции площади и установки гранитного монумента, размеры городка существенно сократились. А вот в 1980 году на радость всем читинцам площадь помимо Деда Мороза и Снегурочки украсилась еще и ледяной фигурой олимпийского Мишки и пятью кольцами.

Нельзя сказать, что бы архитектура городка потрясала воображение – нет, все было, как сейчас принято говорить – без фанатизма. Однако и места хватало всем. А возводили горки читинские строители во главе с кем-нибудь из местных скульпторов. И надо сказать, что в те времена это была достаточно солидная «халтурка» – на ней можно было заработать до 500 рублей, а затем и больше. Для города, впрочем, это были копейки – понятие «дефицит бюджета» попросту не существовало.

 Без депутатов и партии власти...

 Несмотря на то, что не было Управляющих компаний, а были ЖЭКи, деревянные горки в обязательном порядке устанавливали в каждом дворе. Тем более, что придомовые территории не были уставлены гаражами, как сейчас. При этом не было никаких баннеров, что горка построена депутатом Горсовета или отделением КПСС. Просто приходили два-три мужика из ЖЭКа и за пару часов из заготовок, с помощью молотков, пил и какой-то матери сколачивали нехитрое сооружение. И с чувстом выполненного долга удалялись в гастроном.   А заливать их было делом чести и предметом вожделения самих мальчишек. Все делалось по уму – расчищалась дорожка у ската, заливалась поэтапно горячая и холодная вода, нарастающий лед шлифовался картонками. Иногда для устойчивости льда плоскость горки сперва устилали газетами. Ну а затем начиналось веселье.  

Из двора в двор ходили делегации – проверить: а как у них? Порой за право прокатиться на «чужой» горке вспыхивали потасовки. И еще одна деталь – по неписанному кодексу безопасности, с горок съезжали на картонках, на ногах или задницах. Использовать санки можно было, лишь, когда больше никто не катался. Это правило соблюдалось очень строго.

КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…

Горка в одном из читинских дворов. Фото из Teleram-канала "Факты о Чите"

 Транспортные средства 

Простые, алюминиево-стальные, с деревянными рейками – вот такими были санки нашего детства. Для малышей прикручивалась спинка, мы же обходились без нее. Катались, чего греха таить, на проезжей части. Тогда на окраинах машины были редкими гостями, а рельеф города позволял порой ехать долго-долго, используя инерцию. Санки были двух видов – с продольными и поперечными рейками. Те, что с поперечными были поуже и потому быстрее и маневреннее.

КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…
1 / 2

Два вида санок времен СССР. Фото с портала объявлений

Кроме санок, были обожаемы проволочные ящики из-под стеклотары. Разгонялись они быстрее санок, но управлять ими было труднее. Зато, сидя верхом та таком ящике можно было представить себя на мотоцикле. Правда, на улице они валялись редко – их в основном воровали из штабелей у гастрономов.  

Но вершиной крутизны были самокаты. Сейчас даже в Яндексе или Гугле уже редки фотографии этого замечательного изобретения. А делалось оно так: бралось сидение от стула (желательно с мягким верхом), к нижней части приколачивались коньки. Самокат был неимоверно быстрым и маневренным. Гонки на них продолжались по всему городу с утра и до вечера. А пацаны рукастые усовершенствовали это средство передвижения, делая из еще одного конька и поперечный палки рулевой механизм.

КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…

Усовершенствованный самокат из коньков. фото из соцсети ВКонтакте

 И даже когда из-за сильных морозов отменяли занятия в школах, мы дружно неслись на площадь или во двор. И никто не болел…

КАК ЭТО БЫЛО: Вот качусь я в санках…

Фото из архива автора. Чита, 1978 год

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"