ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Прогнозные фантазии

Если верить разработчикам бюджета на текущий и два последующих года, то прогнозные показатели бюджета и отраслей экономики Забайкальского края формировались с учётом итогов социально-экономического развития за два предыдущих года. Прошло полтора месяца нового 2025 года, и итоги уже заставляют сомневаться в реальности исполнения задуманного
Заказанный оптимизм
В ряде направлений уже сегодня видна фантасмагория. Ну, например, если в 2023 и 2024 годах обрабатывающие производства в крае развивались с минусом – соответственно на 0,6% и 4,8% к предыдущему году – то, что побудило составителей прогноза на 2025 год прогнозировать рост на 26, 2%? Может быть, два предыдущих года – это был просто эпизод в развитии отрасли, вызванных каким–то форс-мажором? Но заглянем в 2022 год. И там снижение производства отрасли мы видим немалое – 6,7% к предыдущему году.
Таким образом, снижение производства в этой отрасли имеет явную тенденцию к деградации. Но на все последующие годы при принятии бюджета мы видим планируемый рост производства этой отрасли. И ничего, что получаем ежегодно отрицательный результат. Уже то, что эти цифры ласкают глаз губернатора и депутатов, как бы компенсирует данную фальшь. И неудивительно. Ведь эта отрасль, как зеркало отражает дееспособность наших краевых министерств и ведомств. Неужели есть объективные оправдания в том, что объём пищевых продуктов у нас в 2024 году снижен на 6,3%? Видимо, нет.
Но давно замечено, что для нынешних руководителей края это не имеет значения, поскольку они, очевидно, рассуждают просто - привезём продовольствие из других регионов и рынок будет заполнен. Поэтому жители края молоко и мясо покупают, привезённое из Московской, Пермской, Новосибирской и проч. областей, а овощи, включая картофель – даже из-за границы. На этом краевой бюджет теряет огромные деньги, поскольку все налоги от производства товаров остаются в тех регионах, где они производятся. Но, выполняя заказанный оптимизм, прогнозисты из Министерства сельского хозяйства планируют на 2025 год по этому показателю солидную прибавку. Это не согласуется с реалиями.
И отсюда, видимо, и такое слабое внимание к развитию сельского хозяйства. За прошлый год оно снизило объёмы производства на 7,3% к предыдущему году. Но на 2025 год прогнозирует уже увеличение почти на 2%. Есть ли надежда? Судя по тому, что посевы сельхозкультур не увеличиваются, а количество скота и птицы даже уменьшается – надежды мало.
Такая же ситуация с обработкой древесины и производством изделий из дерева. В этой отрасли за 2024 год допущено снижение объёмов к предыдущему году на 5,7%. Если учесть, что в 2023 году снижение в этой отрасли составило 18,8%, то тоже можно говорить о деградации отрасли. И мебели стали производить меньше, хотя в магазинах её недостатка нет – этот рынок наши руководители края тоже отдали другим регионам. А на 2025 год базовое увеличение по этой статье планируется почти 2%. И так же непонятно – за счёт чего, учитывая катастрофическое падение, это увеличение только за один год может произойти?
Сегодня из уст наших руководителей и в СМИ звучат победные реляции по строительству жилья, ремонту объектов социального назначения и проч. Вот и на 2025 год прогнозисты дают нам оптимистический показатель – рост объёмов строительства на 8,4%. Это ласкает глаз. Но вот сокращение объёмов строительства в 2024 году на 10,1% выбивается из радужных ожиданий. И тут же возникает недоверие к прогнозируемому показателю. Как и к получению доходов от отрасли в бюджет края.
Гадание на бюджетной гуще
Бюджет на 2025 и два последующих года формировался в основном в октябре - ноябре прошлого года, когда ещё по факту не было социально-экономических итогов года. И здесь ведь что бросается в глаза: завышенные ожидания разработчиков бюджета к итоговым показателям по разным отраслям. А ведь именно от них зависели и планируемые налоговые поступления в краевую казну в 2025 году.
Возьмём ту же строительную отрасль. Прогноз за прошлый год был оптимистичен - индекс физического объёма работ спрогнозирован в 116,5%. То есть по итогу года должно быть выполнено объёмов на 16,5% больше, чем в предыдущем году. Откуда взялось это увеличение – сказать трудно. Но по факту за прошлый год, как мы уже сказали выше, строительная отрасль не дотянула даже до 90% к объёмам предыдущего, 2023 года.
То же самое можно сказать и о сельскохозяйственной отрасли. В октябре 2024 года прогнозисты решили, что до конца этого года, учитывая трудности с погодой, отрасль не доберёт до результата 2023 года 2,5%, по факту же вышло, что недобрала 7,3%.
Как всегда, прогнозисты ошиблись и в отношении обрабатывающей отрасли. Они решили, что в конце 2024 года отрасль будет идти с опережением к предыдущему 2023 году на 6,9%. Вышло иначе, показатель 2024 года оказался в минусе на 4,8%.
Список подобных ляпов в прогнозах развития экономики края можно продолжать. Они не были бы так безобидны, если бы это не влияло на проект бюджета и искусственно не завышало бы показатели налоговых доходов, которыми так гордятся руководители нашего края. И очень странно, что при обсуждении проекта бюджета никто из депутатов Законодательного собрания не обратил внимания на излишний оптимизм тех, кто формировал бюджет края.
Безусловно, всё это выльется в проблемы при исполнении бюджета, как это бывает всегда, но, похоже, это не очень и волнует ни депутатов Заксобрания, ни исполнительную власть во главе с губернатором. И, думается, потому, что уж очень надеются они на безвозмездные вливания в краевой бюджет из федерального бюджета. И надежды не напрасны. В этом году на бедность нашего края федеральное правительство безвозмездно дало в региональный бюджет 54 миллиарда 266,9 миллиона рублей. Это почти 40% всего бюджета. Кроме того, федеральное правительство щедро даёт бюджетные кредиты под мизерный процент. На 1 февраля общая сумма этих кредитов составляет 34 миллиарда 551 миллион рублей.
Возможно, поэтому и нет необходимости нашим прогнозистам особо заморачиваться над формированием краевого бюджета, считать каждый рубль.