Дежавю на антиалкогольном поприще

Владимир Тихомиров / Общество, 11:18, 24 ноября
Дежавю на антиалкогольном поприще
Фотография из архива ZAB.RU

Дежавю —  французский термин, означающий «уже виденное», и описывает феномен, при котором человек испытывает острое чувство, что он уже переживал незнакомое ему событие.

Выстрелили себе в ногу

Чувство дежавю у автора этих строк возникло после того, как наши краевые власти в очередной раз приняли «судьбоносные» решения на законодательном уровне о сокращении времени продажи алкогольной продукции в магазинах и их сокращения в целом. Всё это уже было и много раз. Ну вот, теперь с «удовлетворением» можно наблюдать, как по телевизору члены комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом с придыханием докладывают общественности - на сколько единиц сократилось магазинов, продающих алкоголь, на тысячу жителей нашего края и на сколько часов меньше идёт торговля зелёным змием. На дуще становится легко и приятно.

Но вот слово берёт кто-нибудь из докторов, причастных к практической борьбе с этим злом через наркологические диспансеры и с горечью сообщает: пьянства в крае, особенно в сельской местности, меньше не становится. На душу населения приходится 10 литров выпитого алкоголя, что значительно опережает средний показатель по всей стране. Становится горько и тревожно, поскольку сокращение количества магазинов и винных полок на душу населения не приводит к сокращению количества выпитого алкоголя на ту же душу населения. Неужели авторы нового закона об ограничении продажи алкоголя через сокращение алкогольных точек чего-то не просчитали? Конечно, не гоже продавать спиртное рядом со школами, детскими садами и культурными заведениями, но решили позакрывать магазины скопом. Чего же добились?

Автор этих строк, например, проживает в районе площади декабристов и определённо может сказать: страждущим выпить от этого ограничения не холодно и не жарко. Всё ограничение состоит в том, чтобы пройти с квартал или полквартала подальше до заветной винной полки. Но тогда зачем весь этот сыр-бор и бодрые отчёты чиновников как бы о выполненном долге по борьбе с пьянством? Единственный результат – это сокращение налогов в бюджет. Те магазины, которые закрыли, продавали не только алкоголь, но и иную продукцию в виде конфет, соков, кондитерских изделий и проч., платили налоги и в различные фонды из выручки. Похоже, что авторы этого «ограничения» выстрелили себе в ногу.

Сизифов труд

Дежавю усиливается от решения о сокращении времени продажи алкогольной продукции. На протяжении примерно трёх десятков лет это время, словно пружинный диспансер, то увеличивалось, то сокращалось, а пьянство и алкоголизм от этого никак не зависели. Но ведь бороться с пьянством вроде как нужно – и федеральная власть, и общественность этого требуют. И тогда начинается эта игра в искоренение зелёного змия самыми простыми методами – запрети и спи спокойно.

Но каков результат?  Мы ведь в своё время пережили и чуть ли не сухой закон в середине 80-х годов прошлого столетия, когда водку продавали по талонам – две поллитровые бутылки на человека в месяц. И что? Это привело только к процветанию подпольной продажи алкоголя, но не к сокращению пьянства. Был у нас и «час волка». В начале 80-х годов прошлого столетия, как только часы на фасаде театра кукол в Москве пробивали 11 часов, и из своей ячейки появлялся желанный волк, исполняющий свою партию, мужское население бросалось к винным магазинам за долгожданной бутылочкой. Потом пришёл к власти Юрий Андропов, ужесточил дисциплину, но «час волка» отменил, её родимую стали продавать с 9 утра и, кроме того, появилась дешёвая «андроповка», за что москвичи были безмерно благодарны новому генсеку.

С тех пор было много бесславных войн с «зелёным змием», шарахаясь во все стороны. Как-то некоторые депутаты прежнего созыва, среди которых был и нынешний председатель Заксобрания Кон Ен Хва, поняли всю пагубность для предпринимателей и бюджета ограничений в продаже алкоголя и предложили продавать спиртное с 8 до 23 часов, а не с 11 до 20, как это было заведено в крае ранее. Как прагматичные предприниматели и государственные мужи, они подсчитали, что в год от ограничения времени продажи бюджет недополучает порядка 59 миллионов по налогу на добавленную стоимость и 85 миллионов – по налогу на прибыль. В правовое поле не попадает около 240 миллионов рублей товарооборота и 50-60 миллионов чистого дохода в месяц. Зато подпольный рынок алкоголя процветает. Кроме того, то, что народ недополучает через магазины, он с успехов добирает через подпольный рынок, что иногда приводит к трагедиям. Так случилось у нас в бытность губернатора Константина Ильковского, когда в Красном великане суррогатным пойлом насмерть отравилось более десяти человек, оставив детей без родителей.

После этого ещё не раз депутаты принимали решение об «оптимизации» времени продажи алкоголя. Предыдущее их решение – продавать алкоголь с 10 утра до 23 часов вечера. Но и этот регламент продержался недолго. От «игры в бутылочку», как сказано выше, пьянства и алкоголизма в Забайкальском крае не уменьшилось, а стало больше, чем по стране. Так что ничего нового нынешние депутаты не придумали, а действуют, как мифический царь Сизиф, который был наказан античными богами тем, что катил огромный камень в гору, но как только достигал вершины, камень скатывался вниз.

«Всё у вас от лености»

Подобным шараханьям на алкогольном поприще сотни лет. Например, в 1623 году воеводы уральского города Верхотурье писали в Москву: «Служилые люди, стрельцы, крестьяне всё пропивают, народ обнищал, надо бы кабак закрыть». На что царь Михаил Романов им ответил: «Не радеете о нашем деле, вместо того, чтобы увеличить прибыль, хотите закрыть. Всё у вас от лености». Его внук Пётр 1, в свою очередь, радея о государственной казне, провозглашает свободу винокурения и облагает винокуров акцизом. Да и молодая советская республика после гражданской войны отменила сухой закон для увеличения поступлений в бюджет.

Что же делать? Снова «от лености» заниматься не настоящей борьбой с пьянством, а симулировать эту борьбу путём разных ограничений времени продажи и сокращения магазинов? И это в условиях, когда производство самогона не наказуемо, а самогонные аппараты свободно продаются в магазинах!

А можно что-то сделать практически? Вот попалась газетная заметка одного фермера, председателя общественного движения «Федеральный сельсовет». Умно пишет мужик. У них в посёлке было принято решение – запретить продажу алкогольной продукции, а то народ спивался. И вот что он пишет: «Одними запретами тут действовать нельзя. Мы создали большой выбор мест работы. Действуют пекарня, мельница, кондитерская, различные фермы, детский сад и школа, активно работает женсовет. Придумали особую систему поощрений – премию за трезвость. Она носит накопительный характер, составляет до 50% от зарплаты, но получает её человек раз в год. Если в течение года «срывался», совершал прогул – премии он лишается».

Думается, здесь очень важен в целом социальный фон.  У нас ещё процветает безработица в сельской местности. Люди не могут достойно содержать свои семьи, поэтому утешение видят в алкоголе, делая при этом родственников ещё беднее. Недоступность быстрого медицинского обслуживания, особенно в сёлах – тоже нередко приводит население в отчаяние. А четверть населения края, которое находится на грани бедности, чьи доходы равны или меньше прожиточного минимума – это тоже сильный побудительный мотив к пьянству. Можно сюда добавить и недоступность для многих нового жилья, холод в квартирах зимой.

Как-то Владимир Путин в беседе с губернатором Владимирской области Александром Авдеевым предложил заменить запретительные меры борьбы с пьянством созданием условий для здорового образа жизни.

Предложение президента было сделано словно специально для чиновников Забайкальского края.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности