Первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин дал комментарий корреспонденту радио «Вести-FM» по ситуации, связанной с достройкой дома на улице Белика, 13 в Чите, который по личной просьбе экс-главы взялась возводить генеральный директор строительной компании «ПГС» Вера Шаврова. Бывший чиновник особо подчеркнул, что правительство обязано выполнять свои обещания.
- Причина одна – законодательная база и того периода, и нынешнего – очень несовершенна с точки зрения защиты потенциальных дольщиков, да и застройщиков тоже. Ну, а в те времена – времена 10-летней давности, когда только зарождалось ипотечное строительство, - долевое строительство стало очень модным, мы во многом скопировали опыт других территорий, я имею в виду – других стран, где совсем другая правовая основа, совсем другая ментальность. И вот эту брешь в законодательстве почувствовали не очень добросовестные потенциальные застройщики, и начали использовать наивность наших граждан, желающих приобрести по невысоким ценам жилье, - вспоминает Гениатулин.
По его словам, в Забайкалье местные власти в итоге столкнулись с огромной проблемой - сотнями обманутых дольщиков, которая была на контроле у президента РФ.
- И руководители страны ставили перед нами очень жесткие условия, тем более – накладывались различные выборные кампании. Много же политики в этих делах, вы же прекрасно понимаете, и от нас требовали немедленных решений, хотя, честно говоря, законодатель никакой правовой основы тогда не предоставил, и приходилось на местном уровне просто на ходу придумывать некие нормативно-правовые акты, принимать абсолютно нестандартные решения. Поэтому приходилось очень много думать головой. Действительно, мы бесконечно встречались, и я хочу отметить – тогда творчески подходили к решению этой проблемы мои заместители: Александр Холмогоров и Алексей Кошелев, - добавил экс-губернатор.
Самым проблемным оказался дом по ул. Белика. Гениатулин вспоминает ситуацию так: «Никто из мужчин – руководителей строительных организаций - не взялся за достройку, тогда я вышел на Веру Алексеевну, она посчитала, посмотрела, пришла ко мне и сказала: «Дом вообще завальный, мы не вырулим, Равиль Фаритович, но есть вот такие-то, такие-то и такие условия». Шаврова в итоге согласилась, по личной просьбе губернатора, ввязаться в «это непростое дело».
- И она разрулила, в принципе, эту ситуацию и довела до завершения, пусть и медленно, этот сложнейший объект. Я брал на себя обязательство тогда рассчитаться – по разным законным схемам. И мы бы, наверно, рассчитались, если бы не определенные обстоятельства. Но почти 5 лет меня уже нет и, к сожалению, она бедная, мыкается сейчас… Хотя, какая-то сумма была возвращена, но это не решает проблемы, - продолжил экс-глава региона.
В те времена многое делалось на доверии. Гениатулин привел такой пример: «Крупный застройщик – Александр Филонич, когда у него конфликт с предыдущим руководством края развернулся по поводу общежития, еще чего-то, упрекнул меня при встрече: «А виноват ты, Равиль Фаритович». Я говорю – почему я-то, меня уже 2 с лишним года нет. Он ответил: «Ты приучил нас, если сказал, что рассчитаемся, то рассчитывались». Это правда – правительство обязано выполнять свои обещания».
- Сила государственной и муниципальной власти заключается в сохранении преемственности в обязательствах. Но, к сожалению, предыдущие руководители не выполнили этих обещаний. Хотя, в 2013-14 годах возможность была, сейчас намного сложнее. У меня принцип – нет безвыходных ситуаций, надо просто крепко думать головой. И сейчас можно разрулить ситуацию. Обязанность государства – биться за сохранение любого бизнеса: Большого, среднего, малого. И особенно – строительного. Строители – штучный товар. Конечно, задача любого государства – это лелеять, помогать развитию строительной индустрии. Правильно руководитель страны делает, вот критикуют его за большие стройки, а ведь в этом есть глубокий смысл – десятки предприятий завязаны в эти большие проекты. Тот, кто не понимает, он критикует Крымский мост, космодромы, многое другое. Люди просто мало понимают, зачем это делается, и в каких целях. Это не только ради того, чтобы объект появился, это инвестиции в реальный сектор 20 отраслей народного хозяйства Российской Федерации, - подчеркнул Равиль Гениатулин.
Сама Шаврова в эфире ГТРК-Чита про дом на Белика рассказала следующее: «...Уточню - не рассчиталось в полном объеме. Расчет какой-то произошел. То есть можно сказать, ты занял у меня рубль, а отдал копейку. У меня взяли условно 200 млн, а отдали 81 и сказали: мы с тобой рассчитались, иди. Это выпадающий доход, который я могла бы получить, например, если бы я построила дом. Но дом, который я построила, - Белика, 13 площадью 17600 квадратных метров, из которых 6,5 тысячи были проданы не мною, а недобросовестной компанией «Стройинвест». За них были получены деньги этой компанией, большая часть из которых растворилась. Собственно, в чем вся и проблема, а не так, как это представляется: «вообще, дом был хороший, что пришла Шаврова и достроила». Конечно, проблема возникает там, где не хватает денег и, продав десять своих свободных, я могла бы получить как минимум прибыль от 60 до 100 млн в зависимости от продаж, а я получила минус 60 млн прямых убытков».
О другой ситуации, в которую также попали Шаврова и участники долевого строительства незавершенной новостройки в 1 мкр Читы, читайте здесь