12 июля - День фотографа
Фотограф - волшебник: он может творить чудеса с человеком - скромницу превратить в тигрицу, толстуху - в очаровательную пышку. Может заставить тебя увидеть прекрасное в том, на что ты никогда бы не обратил внимание. Может остановить время. Фотограф - психотерапевт: он может придать уверенности, снять комплексы, показать тебе, каким ты можешь быть на самом деле - прекрасным, свободным, молодым. Поэтому, доверяясь фотографу, очень важно найти именно общие точки, одну волну, чтобы вибрировать в унисон.
Накануне профессионального праздника, мы задали известным забайкальским фотохудожникам - как молодым, так и уже маститым, по три одинаковых вопроса:
- Сейчас фотографом себя не называет только ленивый. Любой может пройти курсы и потом пойти зарабатывать. Как вы относитесь к возрастающей конкуренции и как отличить искусство от просто качественного продукта?
- Какие самые главные качества должны быть у настоящего фотографа. И какой фотоаппарат?
- Какая фотосъемка была самой сложной в вашей жизни?
Евгений Епанчинцев
- Фотография стала очень доступной, и это очень хорошо. Когда еще в прошлом веке снимали на пленку, фотографов было мало, попробуй, сними репортаж для газеты, когда у тебя всего 36 черно-белых кадров. Сейчас проще - кадров тысячи и есть фотошоп. К конкуренции отношусь спокойно, только вот что плохо: начинающие фотографы зарабатывают деньги на обмане заказчика, продавая слабые непрофессиональные «зафотошопиные» фотографии. Ну, а что касается искусства, время покажет, что им станет.
- Все качества обычного порядочного человека. А какой фотоаппарат - не важно, фотографию делает человек, который держит в руках камеру и, в нужный момент увидев композицию, свет... давит на кнопку фотоаппарата и останавливает мгновение жизни, которое больше не повторится.
- Каждая по-своему сложна. Не помню о сложности съемки. Важен результат. Помнится только хорошее и одна фотография, если только получилось.
Юрий Черепанов
- Я, наверное, ленивый - я не называю себя фотографом. Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы… Постоянно учусь. Учусь каждый день. Каждый день открываю для себя что-то новое. Каждый раз радуюсь как ребенок, когда что-то получается необычное. Еще больше радуюсь, когда это нравится другим. Для меня фотографирование скорее хобби. Хобби, которое стало работой. Конкуренции я никакой не вижу. У всех все по-разному. Все видят и воспринимают окружающую действительность по-разному. Искренне радуюсь за людей, у которых получаются хорошие фото. Искусство от простой работы отличается количеством вложенной души. Кстати, вот еще старинный интернетовский мем про фотографов: «Когда Веру Кобылкину уволили из столовой за котлеты, она решила стать фотографом. »Принимаю заказы«, написала она в социальной сети. Потом подумала и добавила: «Еще есть свободные даты». А поразмыслив: «В июне снимаю в Париже, в августе - на Антильских островах». Ей давно нравилось слово «Антильские», а в Париже она была с мамой прошлым летом. Однако, этого казалось мало. Нужен был псевдоним. Короткий и вместе с тем - загадочный. Вера Верина - придумала она. Безумно, истово и ярко. Она посмотрела на себя в зеркало. «Нужно покраситься. В огненно-рыжий!». И кеды. И пирсинг. И курить. «Фотоаппарат!» - вдруг вспомнила Вера.
- Главное качество - человек должен любить то, что он делает. Если ты вкладываешь любовь в свою работу, то у тебя все получится. Фотоаппарат не имеет принципиального значения. Я вижу много гениальных снимков, просто снятых на камеру телефона и вижу равнодушные холодные, глянцевые бьюти-фото, снятые на самые крутые аппараты, и эти фото не задерживают взгляд. Снимает не фотоаппарат, снимает человек. А спорить о том, что лучше Canon или Nikon - это я оставляю другим. Хотя сам, начав с бюджетного Nikon, теперь предпочитаю профессиональную линейку Canon. Надеюсь, что когда-то мои материальные возможности позволят дойти до Leica или даже Hasselblad. Хотя это тоже все непринципиально.
- Наверное, самой сложной для меня все еще остается аэрофотосъемка - я ужасно боюсь летать. Но желание снимать с высоты птичьего полета все пересиливает.
Кристина Казарина
- Я занимаюсь фотографией более 12 лет. Когда я начинала, это не было мегапопулярно - индустрия бюджетных цифровых зеркалок закрутилась несколькими годами позже. У меня нет никакого негатива к вновь появляющимся людям, которые именуют себя профессиональными фотографами. Я не беспокоюсь по поводу конкуренции. Для меня фотография всегда есть и была способом самовыражения. Круто, что я смогла монетизировать свои навыки. Могу сказать, что в случае смены профдеятельности фотографировать я вряд ли перестану. Это мой лайфстайл, мой язык общения с миром, если хотите.
- Для тру фотографа по сути не так важен инструмент. Красиво падающий свет и композицию можно поймать и на смартфон. Другой момент, что, например, для публикации снимков, печати, есть определенные технические требования и рамки. Много лет назад я выбрала систему Canon, до сих пор работаю на ней, раз в год меняя камеру. Сейчас мой основной инструмент - это Canon 1DX. Что по поводу качеств - важнее всего та точка зрения, которую фотограф несет миру. Внутренний мир фотографа. Так как именно через призму видения конкретной личности и видишь кадр. Также очень важно, на мой взгляд, перманентное развитие. Хороший фотограф, по моему мнению, находится в бесконечном кризисе, учится, совершенствуется. Самодовольное почивание на лаврах - конец пути фотографа, я считаю.
- Мне всегда сложно работать на концертных шоу тех групп, которые мне нравятся. Хочется прыгать, скакать, бесчинствовать, но приходится включать профессионала и, замерев, фотографировать. А если серьезно, то любая съемка для меня это две составляющие - кайф и стресс. Кайф - потому что без фотографии я себя не вижу, меня не отпускает уже много лет и вряд ли я предпочту готовку сыроедческих десертов многочасовым съемкам с последующими неделями работы в фотошопе… Стресс - так как к каждому конкретному человеку я ищу подход, нужный свет и ракурс. И велико желание не облажаться. Раскрыть те грани, которые я вижу. Ведь я в первую очередь портретист.
Александр Леснянский
- Вы не поверите - я равнодушно отношусь к конкуренции в сфере фотографии. А вот про то, как отличить искусство и качественное ремесло, я вообще затрудняюсь рассуждать. Потому что граница между тем и другим, зачастую, неуловимая, и нет такого определителя культурной ценности, как например, орнитологический определитель, где по расцветке, размеру и другим признакам можно определить, что за птица перед тобой. На самом деле, понять можно, но этому нужно учиться, знать историю фотографии, много смотреть и читать. В двух предложениях или даже в двух абзацах это не разжевать. И в любом случае всякое мнение останется спорным.
- Фотограф, конечно же, должен быть наблюдательным - это в первую очередь. Кроме того, необходимо терпение, во многих случаях быстрая реакция. Ну и самое главное - хороший вкус, художественное чутье. Но это последнее качество (вкус) тоже трудно взвесить и измерить.
- Я подумал... и решил, что, наверное, самая сложная съемка для меня была во время зимнего восхождения на гору Акулий Плавник в 2009 году, когда приходилось фотографировать на страшном морозе при ужасном ветре и при этом весь день идти по краю пропасти.
Андрей Зинченко
- Сейчас такая мода. Когда-то было модно писать стихи, сейчас - быть фотографом. Отношусь к этому спокойно, более того, у нас с Тимуром Супоновым есть своя фотошкола, где мы обучаем всех желающих мастерству фотографии. За годы работы школы у нас появилось много новых отличных друзей, а что касается конкуренции, я не замечаю уменьшения объема работы, скорее даже наоборот. Вопрос об искусстве и качественном продукте мне не совсем понятен. Если говорить о том, как найти хорошего фотографа, то мой совет такой - смотрите его работы, обращайте внимание на эмоциональность и живость его фотографий. Если вам нравится - покупайте. И это не обязательно будет всем известный титулованный профессионал. Вы ведь покупаете фотографии, которые вам нравятся, а не известность фотографа. Если вы ищете фотографа для ответственной съемки (например, свадьба), то тут уже лучше искать настоящего профессионала, т. к. на свадьбе права на ошибку уже нет.
- Любовь к своему делу, ответственность и трудолюбие. Фотоаппарат - любой, техника это лишь инструмент для передачи идеи фотографа. Есть люди, снимающие на мыльницы и телефоны просто потрясающие кадры. Конечно, если говорить о каких-то ответственных съемках, например, свадьбы, реклама, серьезные репортажи, то тут уже нужна соответствующая техника, обеспечивающая должный уровень надежности и требуемое качество.
- Честно, не знаю. Были достаточно ответственные съемки первых лиц нашего края. Вроде все как обычно, но особенно страшно ошибиться. В прошлом году я был главным фотографом Студвесны ШОС. Потрясающий опыт и восхитительные эмоции. Вроде снимаешь обычный репортаж, но такой уровень мероприятия, что хочется соответствовать и выложиться по полной. Пожалуй, это был первый опыт работы в большой команде фотографов. Могу долго рассказывать о непростых съемках в горах на большой высоте (я очень люблю походы и восхождения), но это займет много времени.