В Забайкалье пятеро сотрудников Могочинского ОВД (один из которых пенсионер МВД) под тяжестью улик признались в том, что применяли противозаконные методы дознания к задержанным подросткам, самому младшему из которых было 14 лет, сообщили представители потерпевших – забайкальские правозащитники.
Забайкальское следственное управление СК России завершило расследование дела о полицейском произволе в Могоче. В настоящее время все обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами уголовного дела, после чего дело направят в суд для рассмотрения в особом порядке. Обвинение сотрудникам предъявлено по нескольким эпизодам превышения должностных полномочий. Всего же по делу потерпевшими признаны восемь жителей Могочи.
- Бывший замначальника ОВД и начальник криминальной милиции райотдела майор Солбон Цыренов (ныне пенсионер МВД) признал вину в нескольких эпизодах насилия над подростками. Самый шокирующий из эпизодов – изощренная пытка в феврале 2009 года над 16-летним Андреем Пеговым. Цыренов признался, что в ночное время в кабинете ОВД он и второй обвиняемый – оперативник Алексей Никитин – пытались получить у задержанного подростка информацию о квартирных кражах. Пегов утверждал, что ничего не знает. Сотрудники сковали его наручниками в позе «ласточка». Подросток молчал, тогда ему надели на голову противогаз и зажали шланг, - сообщили «Забмедиа.Ру» в Забайкальском правозащитном центре
Из показаний экс-начальника криминальной милиции: «Никитин закурил сигарету и пустил дым в шланг. Он ничего не говорил. Я увидел растворитель на полу и поднес его поближе к шлангу. Но он не говорил. Я взял стержень, втолкал его в левое ухо, чтобы напугать, чтобы он рассказал нормально». Позже выяснилось, что в результате «допроса» у Андрея Пегова была повреждена барабанная перепонка.
Третий обвиняемый – действующий заместитель начальника Межмуниципального отдела МВД России «Могочинский» Александр Никитин. Он признал вину в насилии над другими подростками, младшему из которых было 14 лет. Четвертый обвиняемый – оперативник Александр Бородин признался, что в ту же ночь «выбивал» показания из подростка – с помощью пытки «слоник» и удушения наручниками, в результате чего задержанный порезал себе вены. Помощник оперативного дежурного отдела Мурад Закуев также сознался в нескольких эпизодах насилия над подростками.
Правозащитники отметили высокую эффективность расследования этого многоэпизодного дела, проведенного в кратчайший срок – менее чем за семь месяцев.
- Первый отдел по расследованию особо важных дел следственного управления края собрал весомые улики. Они-то и побудили обвиняемых сознаться в содеянном и заключить со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, - пояснил юрист Забайкальского правозащитного центра Роман Сукачев. – Однако мы продолжаем настаивать, что следственное управление и прокуратура края обязаны дать принципиальную оценку бездействию, а в ряде случаях – сокрытию фактов полицейского произвола, допущенных работниками своих подразделений в Могочинском районе.
Напомним, после первых эпизодов издевательств, когда жертвой произвола стал Павел Лоншаков, которого несколько суток держали в отделе и требовали признания в чужих кражах, ни прокуратура, ни следственные органы не отреагировали на заявления родителей подростка. Именно это, по мнению правозащитников, породило повторные эпизоды издевательств в отделе. Того же Лоншакова уже нынешней весной вновь задержали и под пытками заставили подписаться под восьмью эпизодами краж. Также всплыла и история 16-летнего Андрея Пегова, которому в 2009 году в отделе острым предметом повредили барабанную перепонку, заставляя признаться в неких преступлениях.