Статья «Как отрихтовали «ветхую» программу» в региональном министерстве территориального развития вызвала резкое неприятие. Дескать, всё делается правильно, изменения в программу обоснованы, напечатайте наше опровержение.
Внимательно читаю опровержение за подписью помощника министра территориального развития (по взаимодействию со СМИ) Любови Литвиновой и стараюсь понять - что всё-таки опровергается в статье? За обилием ссылок на разные постановления правительства, которые ничего по сути не опровергают, не могу найти объяснение главному: с чем всё-таки связано уменьшение объёма расселяемого ветхого и аварийного жилья и количества переселяемых из такого жилья граждан. Напомним, в статье говорится (и это не опровергается), что в предыдущих редакциях программы общая площадь жилых помещений аварийных многоквартирных домов определялась в объёме 108 185 кв. м., теперь же записали другую цифру – 106 199 кв. м. Вряд ли такая ревизия справедлива, ибо аварийных домов никак не убавилось, а наоборот прибавилось.
Соответственно подверглась изменению в сторону занижения и расселяемая площадь жилых помещений, особенно с участием финансовых средств федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – эта площадь с 78 186 кв. м. снижена до 74 955 кв. м. В целом же (в том числе без участия Фонда) расселяемая площадь изначально была запланирована в объёме 86 074 кв. м., теперь же снизилась до 84 160 кв. м. В результате пострадали люди, наши земляки. Если ранее по программе планировалось переселить из ветхих домов в новые квартиры 4 722 человека, то теперь на это могут рассчитывать только 4 594 потенциальных новосёлов. Автор статьи предположил, что это сделано для того, чтобы занизить план и легче его выполнить.
Где этому реальное объяснение? Ну, неужели всерьёз можно поверить тому (об этом пишется в опровержении), что «изменение значений показателей связано с признанием муниципальными образованиями-участниками региональной программы многоквартирных жилых домов пригодными для проживания, исключением жилых помещений по причине отсутствия проживающих в них граждан либо включение жилых помещений по причине подтверждения права граждан на проживание в аварийном жилищном фонде».
За этой витиеватой формулировкой вообще трудно дойти до здравого смысла. Выходит, муниципальные начальники сначала признали дома ветхими и аварийными, включили их в программу по переселению, а потом признали пригодными для проживания? А сами жильцы, видимо, «подтвердили свои права» на проживание в аварийных домах? Если так пойдёт и дальше, то следующие поправки в данную программу (они, очевидно, ещё грядут) в результате бюрократических манипуляций будут «планомерно» и на «законных» основаниях снижать и объёмы ветхого жилищного фонда, и количество граждан, подлежащих переселению из него. Хороша позиция краевой власти, ничего не скажешь.
Теперь о том, что касается финансовой стороны дела. Автору статьи хорошо известно о решении главы федерального правительства о выделении Забайкальскому краю дополнительной финансовой помощи для реализации программы. Но вот вопрос: каков был смысл этой дополнительной финансовой поддержки в размере более чем на полмиллиарда рублей плюс более 160 млн. за счёт увеличения лимитов Фонда содействия реформированию ЖКХ? Здравый смысл говорит о том, что эти дополнительные деньги были выделены для того, чтобы облегчить реализацию программы региону и в полном объёме выполнить основные её показатели. Но уж вовсе не для того, чтобы сокращать первоначальные объёмы и число людей, живущих в аварийном жилом фонде и нуждающихся в переселении.
Снова напомним, что в прежней редакции программы потребность в финансировании за счёт всех источников в 2013-2017 годах составляла 2 млрд. 742 млн. рублей, теперь же эту сумму увеличили до 2 млрд. 946 млн. рублей. При этом видим, как основная финансовая нагрузка перекладывается на федеральный Фонд содействия реформированию. В изменённой программе за 2015 год Фонд должен был выделить на мероприятия 1 млрд. 461 млн. рублей, теперь же ему планируется выделить 2 млрд. 50 млн. рублей – прибавка солидная. И, уверен, деньги бы лишними не были. Но вот наша региональная власть посчитала, что деньги лишние. И вот в новой редакции программы средства краевого бюджета на финансирование программы с 832 млн. 681 тыс. рублей сокращены до 446 млн. 49 тыс. рублей. Нагрузка же на муниципалитеты несколько увеличилась – с 447 млн. 240 млн. рублей до 449 млн. 359 тыс. рублей.
Ну, к чему все эти финты? И что собрались опровергать в министерстве территориального развития?
По-моему, здесь всё лежит на поверхности. Чиновникам краевой власти, в общем-то, плевать на нужды людей, ютящихся в аварийном жилье, которого в крае становится не меньше (как решили авторы последних поправок в программу), а больше с каждым годом. Им важно малой кровью выполнить программу, поскольку это прямое поручение президента РФ. Но выполнить уже заниженные, лукавые показатели, изобретательно объяснив это бюрократическими согласованиями и витиеватыми формулировками. Что для них «какие-то» пару сотен граждан, которые в результате так и не получат нормального жилья и будут дальше влачить жалкое существование в своих халупах! А заодно и сэкономить на краевом бюджете, занизив ранее намеченную сумму на эти цели почти в два раза. Отсюда и кулуарность в изменениях, закрытость от людей данной программы.
Так что, господа чиновники, не опровергать надо очевидное, а прекратить «химичить» с программой и всерьёз взяться за её выполнение в интересах забайкальцев.