Многие читинские водители регулярно нарушают правила парковки: они останавливаются на тротуарах, на газонах, на пешеходных переходах и даже посреди проезжих частей. Административные штрафы за данные проступки, которые назначаются в соответствии с действующим законодательством, автохамов не особо пугают. «Экстра» в рамках своего нового проекта «Паркуюсь как хочу» (подробнее о нём можно найти на сайте extra.zab.ru) решила разобраться, в чём же кроется корень этой животрепещущей проблемы.
Дефицит мест
Нарушители зачастую надеются на авось: а вдруг такое поведение сотрудники правопорядка не заметят и не станут составлять протокол. Однако эта игра с огнём длится до поры: возмездие настигает наглых водителей, только вот гарантии, что они снова не будут совершать подобное, нет абсолютно никакой. Почему же так происходит? Причина здесь не столько в повальной безответственности, хотя она и является одной из основных, сколько в отсутствии необходимого числа парковочных мест на территории города. И с этим фактом достаточно сложно бороться, если вообще возможно, ведь вечный дефицит финансовых средств в бюджете Читы расставляет все точки над «i». В дополнение к этому идёт проблема, связанная с низкоэффективной работой служб по эвакуации автомобилей. В идеале именно их деятельность должна препятствовать потенциальным рецидивам вышеупомянутых правонарушений со стороны водительской братии. По утверждениям автоюриста и координатора автодружины ЗабГУ Алексея Стрельникова, в Чите существует большое количество мест, в границах которых автолюбители постоянно пренебрегают правилами парковки, из-за чего все участники дорожного движения попадают в зону риска.
– Одно дело – это так называемые «парковки» под запрещающий знак. Безусловно, подобное является правонарушением. Однако куда тревожнее у нас в городе выглядит проблема с «парковками» на пешеходных переходах, как регулируемых, так и нерегулируемых. Такое, как вы понимаете, несёт в себе огромную опасность для пешеходов, особенно на тех участках, где наблюдается интенсивное автомобильное движение. Это, например, касается центра Читы. Допустим, на остановке общественного транспорта по улице Ленина вблизи парка ОДОРА автохамы злостно совершают такого рода правонарушения: подчас они останавливаются прямо на «зебре». Аналогичная ситуация происходит около здания казначейства по улице Профсоюзной на углу с Амурской, по Ленина, 150, возле диспетчерской и так далее. Отмечу, что «парковка» в упомянутых районах не только подпадает под административный штраф, транспортные средства нарушителей компетентные органы и вовсе имеют право в обязательном порядке эвакуировать на штрафстоянку. К сожалению, последняя мера практически не действует. Машины эвакуируют лишь в единичных случаях. На мой взгляд, всему виной плохо отлаженный процесс взаимодействия местных сотрудников городского ГИБДД с эвакуаторщиками. Я оцениваю их работу в данном направлении на двойку по пятибалльной шкале, – поделился с «Экстрой» Стрельников.
С его слов, ещё одной болевой точкой в Чите в плане импровизированных парковок являются остановки общественного транспорта. Самая популярная из них среди горе-водителей – это остановка, расположенная около Центрального рынка по улице Бабушкина. На протяжении долгих лет ни сотрудники ГИБДД, ни власти города не могут разрешить эту проблему.
– Там прослеживается максимальная концентрация нарушений. Водители тех же маршрутных такси, да и простые автолюбители, если вы замечали, повально останавливаются вдоль металлического заграждения около данной остановки, что является прямым нарушением ПДД. Как минимум противодействовать этому должны сотрудники местного ГИБДД и представители комитета городского хозяйства. Однако на деле ничего подобного не происходит. Добавлю, что за несколько лет своей активной практики я ни разу не слышал, чтобы с того участка эвакуировали автомобили, или кому-либо из водителей выписывали штраф. Допускаю, что такое было лишь в точечных случаях. К слову, я как общественный эксперт по безопасности дорожного движения уже готовлю аналитическую информацию по этому поводу, которая в дальнейшем пойдёт для рассмотрения в администрацию Читы и в прокуратуру. Примечательный факт: из общения со своими коллегами, многие из которых работают в разных городах в западной части России, я достоверно знаю, что там за такие проступки машины нарушителей незамедлительно эвакуируют на штрафстоянку. По статистике, с момента нарушения проходит в среднем 5-10 минут, и в дело вступают эвакуаторщики, – добавил автоюрист.
По мнению собеседника издания, отчасти на высокую интенсивность совершения такого рода правонарушений влияет отсутствие необходимого количества парковочных мест в городе, где водители бы смело могли ставить свои машины, не боясь поступиться ПДД. В понимании это объясняется в первую очередь тем, что у нас в городе существует огромное количество различных торговых объектов. Если на прилегающей территории к самым крупным из них, а таковых в Чите насчитывается не так уж много, и оборудованы места для парковки в соответствии с действующим законодательством, то у объектов рангом пониже подобное отсутствует, хотя поток посетителей туда фиксируется примерно такой же. Стрельников уточнил, что по проектам, которые утверждает комитет архитектуры города, около таких объектов среднее количество парковочных мест равняется 50. На деле же всё обстоит иначе: в эксплуатацию по неизвестным причинам вводится только около 20 мест или того меньше.
Аргументы ГИБДД
В свою очередь заместитель командира отдельной роты ДПС ГИБДД УМВД России по Чите, майор полиции Виталий Боталыгин заявил, что сотрудники его ведомства ведут достаточно активную работу по противодействию тем нарушителям, кто злостно пренебрегает правилами парковки. При всём этом и здесь встречаются свои подводные камни, по вине которых нарушители в некоторых случаях чувствуют себя вольготно.
– Импровизированные парковки нарушители устраивают во многих местах по городу. Где-то концентрация таких правонарушений больше, как, например, около здания кинотеатра «Удокан» или у памятника пограничникам по Чкалова, а где-то меньше. Однако в каждом отдельном случае мы стараемся довести дело до логического завершения и наказать нарушителя, как того требует закон. Помимо того, что мы выявляем водителей, пренебрегающих ПДД, лично, также о них нам сообщают граждане: они либо звонят на телефон дежурной части, либо отправляют информацию через интернет на наш официальный сайт. Таких электронных сообщений, кстати, регистрируется в среднем по 2-3 в неделю. На каждое обращение от граждан мы оперативно реагируем. Если водителя удаётся застать на месте правонарушения, то мы всё фиксируем на видео, собираем доказательства и возбуждаем административное производство. В случае же, если такого сделать не удается, мы начинаем поиск нарушителя по базам данных. И главное здесь, как вы сами понимаете, наличие фото или видеоматериалов, которые подтвердят его виновность. Они могут быть получены как от неравнодушных граждан, сообщивших о проступке водителя, так и с комплексов фото-, видеофиксации, расположенных поблизости, – рассказал Боталыгин.
По информации сотрудника ДПС, огромную лепту в изобличение водителей, нарушающих правила парковки, вносят автокомплексы «Паркон», регулярно совершающие рейды по Чите. Данные о правонарушениях с них попадают в распоряжение правоохранителей. Также в этом направлении хорошо действенны передвижные устройства фото-, видеофиксации «Арена», которые устанавливаются на оживлённых участках дорог. Что же касается такой меры, как принудительная эвакуация автомобилей нарушителей, то мероприятия в её рамках реализуются у нас в городе неэффективно.
– Никаких финансовых договорённостей у городского ГИБДД со службами по эвакуации автомобилей не существует. Мы вызываем их представителей по телефону, если машину нарушителя нужно задержать и отогнать на штрафстоянку. Однако они нам далеко не всегда помогают. Дело в том, что ни у одной из эвакуационных служб нет специализированных эвакуаторов: их предел – это всего 5 тонн. Само собой большегрузные машины свыше этой массы под санкции у нас уже не подпадают. Более того, порой сложно эвакуировать даже внедорожники, тот же УАЗ «Патриот». Это связано с тем, что на момент совершения того или иного правонарушения у эвакуаторщиков попросту не находится в наличии нужного под данные цели автомобиля. В довесок ко всему сотрудники вышеупомянутых компаний работают не оперативно, после вызова их долго приходится ждать. Ещё раз повторюсь, что эвакуаторщики за эти услуги получают деньги исключительно от самих нарушителей ПДД, которые впоследствии обращаются к ним, чтобы вернуть свои транспортные средства – эта операция небесплатная, – объяснил Боталыгин, добавив, что на сегодняшний день в Чите функционирует четыре штрафстоянки.
Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»