В конце октября Верховный суд РФ отменил приговор Забайкальского краевого суда, вынесенный в отношении лидера банды «чёрных» риелторов Николая Борисенко и его подельников. Причина – прокурор не согласился с вердиктом присяжных заседателей, оправдавших некоторых из участников данного ОПГ по статьям «Хранение и сбыт огнестрельного оружия», «Убийство» и «Разбойное нападение». В связи с этим уголовное дело было возвращено на новое рассмотрение в ином судейском составе.
Изворотливость – его конёк
Николай Борисенко, он же «Борисена», является, пожалуй, одним из самых опасных и изворотливых представителей криминального мира Забайкалья. Ему не раз удавалось уходить от возмездия, когда, казалось бы, все улики свидетельствовали против него. Так, например, произошло в 1999 году на заре его преступной карьеры. По некоторым данным, бандит в тот период подписался «убрать» сотрудника милиции Александра Голенко, который перешёл дорогу его товарищам, «крышевавшим» торговцев на рынке в Чите. Заказ ему выполнить удалось: потерпевшего обнаружили на пороге собственного дома с пулей в голове. Спустя какое-то время, Борисенко попал под подозрение. Чтобы избежать уголовного преследования, злоумышленник исчез из города. После длительных поисков правоохранители задержали его в Краснодарском крае. Однако сидеть в СИЗО мужчине пришлось недолго по причине того, что прямых доказательств, свидетельствующих о его причастности к вышеупомянутому убийству, не нашлось.
Следующий подобный инцидент, за который «Борисена» практически не понёс никакой ответственности, произошёл в январе 2007 года. Тогда он вместе со своей семьёй готовился к празднованию Рождества. В этот момент в дверь его квартиры постучала подвыпившая компания колядовщиков: данный факт вывел бандита из себя. В итоге, между ним и гуляками завязалась словесная перепалка, которая переросла в драку. Желая проучить оппонентов, криминальный авторитет достал из-за пазухи пистолет и произвёл из него выстрел по одному из них. Потерпевшим оказался мужчина средних лет, от полученного ранения он скончался на месте происшествия. По информации источника «Экстры», знакомого с делом, подельники бандита запугали свидетелей. В результате, лидер группировки «чёрных» риелторов попал под санкции статьи «Превышение пределов необходимой самообороны» и отделался незначительным наказанием. Такой расклад не пришёлся по вкусу другу покойного Александру Захарченко, и он поклялся отомстить убийце. За подобное стремление, заметим, мужчина жестоко поплатился в скором будущем. В апреле того же года «Борисена» дал приказ своим штатным киллерам – Анатолию Зинину и Владимиру Игошину – расправиться с ним. По версии следствия, злоумышленники застрелили Захарченко в принадлежащем ему гаражном боксе. Труп жертвы они вывезли за город на автомобиле и закопали в лесу под грудой мусора. Примечательно, что это убийство оставалось нераскрытым вплоть до недавнего времени. К слову, на исходе нулевых его даже приписывали участникам «Осиновской» ОПГ.
Свой первый внушительный срок Борисенко получил лишь в 2014 году. Тогда его осудили за мошенничество, самоуправство, дачу взятки, убийство с целью скрыть другое преступление, покушение на убийство двух лиц, использование заведомо подложного документа и незаконное пересечение границы РФ. Заметим, что данные преступления, так или иначе, были связанны с его «риелтерской» деятельностью. Из материалов уголовного дела следует, что в 2008-м году злоумышленник сплотил вокруг себя людей с запятнанной репутацией. В их числе были не только профессиональные киллеры и мошенники, но и сотрудники государственных структур и частных фирм, например, служащие регионального Росреестра – Алексей Черепанов и Алексей Лысенко, которые за взятки осуществляли процесс снятия владельцев похищенных квартир с регистрационного учёта путём предоставления подложных документов. Также в тандеме с лидером банды трудился директор ООО «ЧитаРиэлт» Владимир Дятлов и паспортистка из администрации села Могзон. В течение двух последующих лет участники преступной группировки совершили ряд крупных афер, жертвами которых стали несколько жителей Читы. Их квартиры были незаконно отчуждены, перерегистрированы на других лиц и проданы. Суммы нанесённого ущерба по этим эпизодам составили в общей сложности свыше 5 миллионов рублей.
«Подвели» присяжные
Парадокс, но попав в руки сотрудников правопорядка по подозрению в вышеупомянутых злодеяниях, Борисенко стал искусно изворачиваться. Он был уверен, что доказательная база по делу о «чёрных» риелторах слаба, а его причастность к убийствам не доказана. В реальности всё так и обстояло, но до определённого срока. В какой-то момент «Борисену» предали его же соратники. Заключив со следствием досудебное соглашение, они рассказали многое о кровавых похождениях своего покровителя. На основании их показаний и ряда вещественных улик суд приговорил лидера ОПГ к 24 годам лишения свободы. Смирившись со своей участью, осужденный стал мирно отбывать наказание, как вдруг ему предъявили обвинения ещё в совершении четырёх тяжких и особо тяжких преступлений. В частности, к ним относится разбойное нападение на одну из производственных баз, расположенных в посёлке Амазар Могочинского района Забайкалья в 2005 году, то самое убийство читинца Александра Захарченко, которое долгое время оставалось «глухарём», незаконный сбыт и хранение боеприпасов, а также создание ОПГ. Ни по одному из этих эпизодов злоумышленник не признал своей вины. К счастью, доказательств у служителей Фемиды и в этот раз набралось с лихвой. Как итог, в июле 2017 года Николаю Борисенко вердиктом коллегии присяжных заседателей было назначено наказание в виде 25 лет «строгача», а его четверым подельникам по этим делам: 18 лет, 12 лет, 11 лет и 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Поясним, что приговор для «Борисены» и ещё одного его подельника Константина Банщикова мог быть куда жёстче, но этого не произошло. Присяжные оправдали первого по статьям «Убийство» и «Незаконный сбыт и хранения оружие», а второго по статье: «Разбойное нападение».
По информации пресс-службы прокуратуры Забайкальского края, сторона гособвинения не согласилась с таким судебным решением в части оправдания подсудимых и обжаловала его в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ. По доводам апелляционного представления прокуратуры края Верховный Суд РФ 27 октября 2017 года отменил приговор Забайкальского краевого суда от 6 июля 2017 года и направил уголовное дело на новое судебное рассмотрение. Например, государственный обвинитель утверждает, что при вынесении вердикта коллегии присяжных заседателей и постановлении приговора были допущены существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов, влекущие за собой отмену приговора. В их числе незаконное воздействие со стороны подсудимых и их защитников на присяжных заседателей, которое выразилось в том, что Банщиков в ходе судебного следствия рассказывал о состоянии своего здоровья и о причинении ему повреждений при задержании. Колобов же обнародовал информацию о лечении его супруги. Также в процессе прений адвокаты неоднократно искажали исследованные доказательства, пытаясь их опорочить, и ссылались на неисследованные в судебном заседании письменные доказательства. В результате подобное могло отрицательно повлиять на беспристрастность присяжных.
Кроме того, присяжным заседателям фактически был выдан «новый» вопросный лист (предыдущий якобы испортился – авт.). В так называемый дубликат председательствующим судьёй были по неизвестным причинам внесены изменения. Этот факт подтверждается отличием в содержании некоторых вопросов, что сбило с правильного пути присяжных. В довесок к этому судом было допущено нарушение требований части 5 статьи 339 УПК РФ, согласно которой не могут ставиться отдельно, либо в составе других вопросы, требующие от присяжных юридической оценки при вынесении своего вердикта. К примеру, при постановке вопросов в вердикте были допущены формулировки: «насилие, угроза применения насилия, не опасного для жизни и здоровья», которые являются юридическими терминами и относятся к вопросам квалификации преступления. В связи с этим они не могут быть поставлены на разрешение присяжных заседателей и включены в вопросный лист, поскольку подлежат оценке и разрешению председательствующим судьёй.
Добавим, что, по мнению государственного обвинителя, Борисенко заслуживает наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»