Кто не знает, что это за штука? Наставничество еще с древних времен использовали ремесленники: молодые подмастерья, работая рядом с мастером, овладевали профессией. Иногда эффективно, иногда как у чеховского Ваньки Жукова – вместо сапожного ремесла заставляли с дитём водиться да в кабак за водкой бегать.
Много пользы от института наставничества было в советское время: приходит в цех выпускник ПТУ, а ему в наставники опытного дядю Васю - тот и обучит, и поругает, и ободрит. На заводе или на стройке, равно как сегодня и в бизнесе, наставничество – штука полезная. Со временем и молоденький пэтэушник сам становится наставником дядей Петей и обучает на рабочем месте профессиональную поросль. Весьма полезно.
Но нечто экзотическое в этом направлении придумали в недрах власти Забайкальского края. Назначается, к примеру, новый министр и ему в наставники определяется дядя Вас.., извините, некий другой начальник. Как, например, случилось с и.о. зам. председателя правительства - министром экономического развития региона Александром Бардалеевым. Этот номенклатурный работник, конечно, не Ванька Жуков, за его плечами работа членом правительства Республики Бурятия – министром экономики, а впоследствии директором территориального офиса «Росбанка» в Улан-Удэ. Да и до этого у сорокалетнего Александра Витальевича в трудовой биографии большой путь: после Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов, аспирантуры того же вуза на кафедре «Ценные бумаги», трудился в управлении казначейства Петербургского социального коммерческого банка, затем руководителем представительства ОАО «Бинбанк», управляющим филиала «Бинбанк» в Иркутске, управляющим отделением «Сбербанка России» в городе Ноябрьске, директором «Территориального офиса «Бурятский» Сибирского филиала «Росбанк».
Любой позавидует такому производственному пути относительно молодого руководителя. И нет дать ему немного поработать в Забайкальском крае на рядовой должности, освоиться со спецификой, поездить по глубинке, вникнуть в экономику и финансы региона – его сразу сажают в кресло министра и дают… наставка, словно какому-то юнцу с улицы. Возможно, испугались, что и эта должность станет некой быстрой страницей в его биографии?
Или вот новый министр здравоохранения Забайкальского края Анна Шангина. Её тоже назначили на эту должность относительно недавно и определили наставника. Возможно, это более оправданно. Работала Анна Михайловна в медицине, заведовала кардиодиспансером краевой клинической больницы и, возможно, неожиданно для себя угодила на должность министра. Да ещё и после печальных случаев с двумя предшественниками на этой должности. Не известно, в чём наставляет Анну её наставник, но хотелось бы, чтобы больше в области отношения к людям. А то недавний случай в п.Харагун, где закрыли круглосуточный стационар, показал, что именно в области общения с людьми новому министру ни опыта, ни корректности не хватает. Люди начали возмущаться по поводу закрытия стационара, а Анна Михайловна похлеще предшественника Михаила Лазуткина быстро их осадила: дескать, зачем вам стационар, разве что переночевать да поесть там? Конечно, люди в Харагуне, по мнению Анны Михайловны, в основном пышут здоровьем, но и их этот аргумент возмутил. И есть отчего – до ближайшего стационара многие десятки километров по трясучим дорогам, а здоровье всё же не у всех богатырское.
Что тут сказать? Думается, институт наставничества должен работать до того, как человек будет признан способным занимать руководящую должность. А подмастерье в кресле министра – это уже из области сюрреализма.