Минобр ответил учителю из Читы на вопрос о продаже Аляски США из-за противоречий в учебниках

Общество, 09:43, 16 июня 2016

Депутат Госдумы от Забайкальского края Владимир Поздняков передал в Минобразования РФ вопрос учителя одной из читинских школ – Татьяны Ванком. Педагог обратилась к депутату с просьбой разобраться в ситуации, с которой она столкнулась при проведении уроков истории в 8 классе. Читинка обратила внимание на то, что в учебниках по данному предмету «содержится противоречивая информация» по поводу продажи Аляски нашим государством США. Об этом сообщается на сайте Владимира Позднякова.

- Например, в учебнике для основной школы «Российская история, XIX-начало XX в.», 2013 года издания, в хронологическом перечне основных событий написано: 1867 год – сдача Аляски в аренду США на 99 лет. На странице 214 этого учебника читаю: «Нуждаясь в деньгах и не имея возможности освоить владения в Америке, правительство Александра II отдало в аренду США русскую часть Аляски и Алеутские острова за 7,2 млн. долларов. А между тем, указано, что на этот учебник получено положительное заключение Российской Академии наук. Как же так? Руководитель издательской программы – доктор пед. наук, профессор, член-корреспондент РАО Р.Н. Бунеев, - сказала Позднякову Татьяна Ванком.

На приём к депутату педагог принесла не только сам учебник, вызвавший недоумение, но и книги из личной библиотеки. Одна из них досталась ей от предков, это «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», изд. С-Петербург, 1907 года, в котором указано: «… русско-американские владения проданы в 1867 г. Россией Северо-Амер. Соед. Шт. за 7,2 млн. долларов». В архиве учительницы – и справочник пропагандиста «Спрашивайте – отвечаем» за 1984 год, в нем также говорится, что «Аляска с прилегающими островами, равная по площади 1/5 части США, была навсегда продана за 7 млн. 200 тыс. долларов. Между тем, современный школьный учебник говорит об аренде.

- Я в школе останавливала ребят, задавала этот вопрос, они отвечали: сдана в аренду. Как докажете? Опирались на текст учебника. Так как быть учителю в этом случае, ведь учебник с такими авторами – наивысший авторитет? – недоумевает учитель, которая теперь переживает за школьников, ведь им может попасть этот вопрос при сдаче ЕГЭ.

Поздняков обратился по этому поводу к министру образования страны Дмитрию Ливанову и президенту Российской академии образования Людмиле Вербицкой, попросив «разобраться в причинах проявления некомпетентности высокообразованных учёных и издателей, а также целесообразности повсеместного применения системы Единого государственного экзамена в общеобразовательных учреждениях».

«Весьма любопытна позиция министерства образования России в отношении основного вопроса, который задала забайкальская учительница, - заметил Владимир Поздняков. – Приведенный Татьяной Александровной пример по Аляске – это лишь одна иллюстрация происходящего сегодня в российском образовании. Это следствие всеобщей неразберихи и вакханалии с учебными пособиями, наводнившими нашу страну в последние годы. Как сообщил в ответе на мой запрос заместитель начальника департамента государственной политики в сфере общего образования Минобра П.А. Сергоманов, в данный момент разработаны и изданы единые учебники истории, которые вошли в федеральный перечень рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Всего 14 наименований. Эти учебники, по сообщению Сергоманова, поступили в образовательные организации с 1 сентября 2015 года, а переход «на новую структуру и содержание исторического образования» начался с 6 класса. В новых учебниках, как уверяют специалисты, формулировка одна – «продажа Аляски Соединённым Штатам Америки».

Вербицкая в ответе на депутатский запрос сообщила, что «Учебник Данилова Д.Д., Клокова В.А., Кузнецовой С.С. и др. «История России. XIX-начало XX века» не входит в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Его экспертиза в Российской академии образования не проводилась.

«То, что ошибки осознаны и исправлены, это, конечно, хорошо, - комментирует Поздняков. - Однако, что будет с ребятами – нынешними учащимися школ, которые попали в очередной «переходный период»? А ведь их за последние два с половиной десятка лет итак было немало. Какие знания эти дети вынесут за годы обучения в школе, если информация в учебниках не соответствует действительности? Более того, искажённая история может быть опасной. В Интернете сегодня в свободном доступе размещены десятки плакатов и заявлений о том, что Аляска не продана, с призывами «попросить её обратно. Полученное мною письмо из Минобра красноречивее любых громких заявлений о работе по совершенствованию содержания ЕГЭ и повышению качества образования. В нём говорится: «ответ, в котором выпускник напишет не «продажа Аляски», а «сдача в аренду Аляски» в переходный период при оценке экзаменационной работы выпускника не будет засчитываться экспертами в качестве ошибочного». Получается, нынешние учащиеся школ и выпускники ближайших 4-5 лет – это дети «переходного периода российского образования», с которых уже спроса нет, им позволено не знать исторических событий из жизни нашей страны».

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"