Таежный излом
Экономика, 11:52, 29 апреля 2009
Забайкальская тайга поставлена на грань выживания. Несколько лет варварских вырубок показали, что наши леса далеко не бескрайние. А столько же лет разгула лесных пожаров развенчали миф о воспроизводстве лесных ресурсов. Несмотря на все попытки региональных властей разрубить узел лесных проблем, до окончательного порядка в этой отрасли еще как до Луны пешком.
Головная боль № 992
В сентябре 2007 года администрация тогда еще Читинской области, устав наблюдать за тем, как забайкальский лес практически бесконтрольно вырубался и уходил эшелонами в Китай, принимает региональный закон № 992 "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области". Дав недавно созданной лесной милиции полный карт-бланш бороться с незаконными вырубками непосредственно в тайге, власти обратили свое внимание на тех, кто скупает ворованный лес. За лесоприемные пункты, расплодившиеся вне всякой меры, взялись всем миром.
Став основой для организации борьбы с незаконной заготовкой и нелегальным экспортом древесины, 992-й закон одновременно стал головной болью для лесоприемных пунктов, как легальных, так и не легальных. Проверки контролирующих структур посыпались на них, как из рога изобилия.
По словам начальника регионального УБЭП подполковника Анатолия Дзиковского, одна только милиция в 2008-2009 годах посетила забайкальские лесоприемки около 2000 раз. Налоговые органы провели 123 выездные проверки в отношении лесозаготовителей и лесоэкспортеров. Налогов и пеней доначисленно почти на 523 млн. рублей. Специалисты Федеральной миграционной службы выявили 225 нарушений миграционного законодательства, а семь граждан Китая едва ли не прямо приемных пунктов были высланы к себе на родину. Не обошлось без перегибов. Один из предпринимателей пожаловался в прокуратуру Хилокского района на то, что многочисленные проверки фактически парализовали его бизнес. За неполные два месяца различные контролирующие инстанции, от милиции до Гослесслужбы, приходили к нему 28 (!) раз.
И все же, несмотря на заметные провалы, 992-й закон помог навести порядок. С начала его деятельности на территории Забайкалья была приостановлена деятельность 141 лесоприемного пункта, главным образом за отсутствие необходимой разрешительной документации и прием древесины сомнительного происхождения. Количество незаконных порубок снизилось в 1,5 раза, экспорт необработанной древесины - в 2,5 раза, размер доначисленных штрафов вырос в 24,6 раза.
Революция в Лесном кодексе
Но не 992-м законом единым живет лесопромышленный комплекс региона. С 17 марта вступили в действие поправки в 29 статью Лесного кодекса. Отныне она разрешает лесопользование только на основании договоров долгосрочной аренды. Победители аукционов по купле-продаже лесных участков свою деятельность будут вынуждены свернуть, что полностью изменит расстановку сил в лесном бизнесе.
На практике это означает уход из бизнеса всех мелких леспользователей. Заготавливать древесину будут только те организации, кому по карману ежегодно платить немаленькую зарплату, проводить лесовосстановительные работы и самостоятельно бороться с лесными пожарами (эту обязанность государство перекладывает на арендаторов).
- Точно также, как вы хозяин в своем доме, вы должны быть хозяином в своем лесе, а государство в лице МЧС лишь подставит вам свое плечо, - заявил лесопользователям Петровск-Забайкальского района недавно побывавший там начальник Сибирского РЦ МЧС генерал-майор Данияр Сафиуллин.
Логика законодателя, в общем-то, понятно. Оставляя в лесном бизнесе только крупные компании, государство облегчает себе контроль над ними, особенно в свете того, что с 1 мая Госдума постановила проводить проверки малого бизнеса не чаще одного раза в три года. Теряется смысл и в поджогах леса. Если раньше тайгу поджигали главным образом для того, чтобы потом почти за дешево вырубить и продать горельник, то теперь логика такого поступка исчезает. Арендатором не будет никакой выгоды жечь собственный же лес.
И, все-таки, по мнению многих людей, кого кормит лес, поправка в Лесной кодекс несет и массу новых проблем. Многие предприниматели и сотрудники небольших компаний, занимающихся легальной заготовкой и отгрузкой древесины, останутся без работы. Глава Красночикойского района Михаил Куприянов прогнозирует появление на своей территории 700 новых безработных. Столько же человек могут потерять работу в соседнем Хилокском районе. В целом же по Забайкалью рабочие места потеряют до 5 тысяч человек. Это обстоятельство может вернуть лесной бизнес региона к тому, от чего он только что ушел - к бесконтрольным и незаконным порубкам. Как рассказал корреспонденту "Экстры" глава администрации одного из сел Красночикойского района, народ, живущий в таежных селах, оставшись без легальной работы, просто будет вынужден рубить лес, вообще не имея на то разрешающих документов.
Дело было на "Рассвете"
К слову сказать, обновленная 29 статья Лесного кодекса свои плоды в Забайкалье уже приносит. В Петровск-Забайкальском районе, например, свободного леса почти не осталось. Практически вся тайга уже поделена между 18 лесопользователями, остальные вынуждены перебиваться, что называется, с хлеба на воду. От этого страдают не только мелкие предприятия, но и их более крепкие коллеги.
ОАО Мебельный комбинат "Рассвет" - флагман деревообрабатывающей промышленности Забайкалья, расположенный в поселке Новопавловка, тоже страдает от отсутствия деловой древесины. Лес по большей части остался некондиционный. Другая проблема - своих лесозаготовительных бригад комбинат не имеет, а привлекаемым заготовителям гораздо выгоднее сдавать древесину на китайские лесоприемные пункты, где за него рассчитываются сразу же.
- У нас возможности авансировать лесозаготовителей увы нет. Свою лепту в это внес и кризис, - говорит директор "Рассвета", депутат краевого Заксобрания Светлана Баранова.
Именно из-за экономического спада предприятия стройиндустрии Москвы и Сочи вынуждены были отказаться от покупки продукции ОАО МК "Рассвет" - клееного бруса и сборно-щитовых домов. В Находке на неопределенное время завис груз мебельных заготовок, отправляемых в Японию. Деньги за него, а это более 1 млн. долларов, предприятию нужны как воздух, главным образом для выплаты зарплат работникам. От безденежья на "Рассвете" началась текучка кадров. Люди уходят на китайские лесоприемки, где зарплату платят в полном объеме, поскольку тратить средства на переработку леса там не надо.
Путями выхода из сложившегося тупика Светлана Баранова считает четкую инвентаризацию всех лесов, отстранение от лесозаготовки и лесоприемки граждан Китая и создание еще одной контролирующей комиссии - из депутатов Заксобрания.
Черный лес не отмоешь до бела
И все же лес в Забайкалье, как воровали, так и продолжают воровать, хотя и не так масштабно, как ранее. По данным, озвученным на выездном заседании комитета по промышленной политике, инновациям и развитию инфраструктуры Заксобрания Забайкальского края, прошедшем недавно в Петровске-Забайкальском, при расчетной лесосеке в полмиллиона кубометров из Забайкалья было вывезено в около 1,5 млн. кубометров древесины. Естественно, везут в основном лес-кругляк. Он хоть и в разы дешевле пиломатериала или готовых изделий, но отсутствие издержек на его переработку, делает поставки за рубеж необработанной древесины делом сверхдоходным.
Арифметика здесь простая. Лесозаготовители сдают древесину на лесоприемные пункты, где по-прежнему не всегда интересуются законностью происхождения древесины, по 45 долларов за кубометр (вместимость железнодорожного вагоны - 75 кубометров кругляка). Китайцы этот же лес выкупают уже за 76-85 долларов за куб и везут на деревообрабатывающие заводы, расположенный в центральной части Поднебесной. Там стоимость кубометра забайкальской древесины составляет уже 120 долларов. Вся эта разница и кормит лесных псевдо-коммерсантов, от деятельности которых экономика Забайкалья не получает ничего.
Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что на многих лесоприемных пунктах сейчас активно стали готовить пиломатериал и экспортировать его в Китай. Не радовать это обстоятельство, конечно, не может, но дело тут не только в патриотизме экспортеров леса. Просто, по словам сотрудников прокуратуры, по закону ни один правоохранитель не может проверить законность происхождения древесины, уже пущенной на доски или брус, поскольку теперь это не сырье, а уже готовый товар.
Эпилог
Будет ли в забайкальской тайге рано или поздно наведен порядок, покажет только время. Но бесспорно, что такими как раньше наши леса будут еще нескоро. Последствия пожаров и тотальной вырубки природа будет переваривать еще ни одно десятилетие.
Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел»
ZAB.TV15:35, 7 ноября
В Борзе закрыли спортзал и площадку у школы № 48 — жалуются родители.
Новости09:41
Мэрия Читы выиграла суд у ТГК-14
Галерея10:29, 24 октября
История и разруха: символы прошлого среди аварийного жилья
Новости09:08
Сотрудники МЧС призывают забайкальцев не выходить на лед
ZAB.TV15:45, 7 ноября
Чита ищет подрядчика для содержания дорог
Статьи20:53, Вчера