Дорога в зарослях тайги

Культура, 10:15, 25 ноября 2009

В конце прошлой недели в редакции газеты "Экстра" побывал смотритель музея при локомотивном депо Могочи Александр Игнатьевич Понамарев, который внес предложение включить в список для голосования на проекте "7 чудес Забайкалья" так называемый Екатерининский тракт. Дорога была построена на рубеже XIX - XX веков вдоль левого берега Шилки и сегодня представляет собой уникальный памятник истории.

С момента старта проекты "7 чудес Забайкалья" и "Великие люди Забайкалья" стали чрезвычайно популярны среди населения края. Забайкальцы принимают не только активное участие в голосовании, но и сами предлагают свои кандидатуры. Так сделал и Александр Игнатьевич. О проекте он узнал по радио. Привез в редакцию добротно оформленный фотоотчет об экспедиции, которую он совершил в 2003 году вместе с учителем истории, директором школы в городе Могоча Галиной Равко, мастером электроцеха могочинского депо Владимиром Дружининым, слесарем электротранспортного оборудования Владимиром Культиновым, ветераном ЗабЖД Арнольдом Ананьиным на моторной лодке. Целью экспедиции было сделать описание Екатерининского тракта, а также найти памятный знак с фамилиями строителей. Искатели проделали далекий путь по реке Шилке и нашли заветную стелу в скале.

Местные жители называют Екатерининский тракт также Екатерининской дорогой, Почтовым трактом, "Колесухой". Дорога протянулась от Сретенска до Покровки и имеет длину более 300 километров. Из исторических источников известно, что строилась она с целью связать Забайкалье с малоосвоенным Дальним Востоком. Возникла она как тропа еще в XVIII столетии благодаря разработке месторождений серебра. Один из 18 рудников, как предполагают исследователи, принадлежал царской семье, и его открытие имеет отношение к персоне Екатерины Великой. Строительство транспортного грунтового пути началось здесь, когда в Китае вспыхнуло восстание "боксеров". Оно охватило в том числе и район Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) - традиционную территорию влияния Российской империи. Использовать КВЖД стало опасным. Как сообщал в своем письме военному губернатору Забайкальской области генерал-полковнику Евгению Мациевскому инженер Григорий Адрианов, в 1893 - 1894 годах он провел экспедицию с целью дальнейшей постройки ширококолейной дороги от Сретенска до Покровки, которая стала бы продолжением Великого Сибирского пути (по всей видимости, инженер имел в виду Транссиб).

Однако, когда грунтовая Екатерининская дорога была построена, необходимость прокладывать на ее месте железнодорожный путь отпала. Россия восстановила свое влияние на КВЖД, подавив восстания "боксеров". Екатерининский тракт оказался экономически невыгодным, и движение по нему было закрыто.

В наши дни насыпь дороги местами разрушена, местами заросла лесом. Исчезла и большая часть поселений, которая в свое время служила инфраструктурой дороги. В последствии Транссиб был продолжен на Восток, но совсем по другому направлению. Екатерининская дорога осталась лишь в народной памяти. Не даром за минувшие выходные за него уже проголосовало более ста посетителей сайта "7 чудес Забайкалья". Стараниями таких людей, как Александр Игнатьевич Понамарев, забайкальцы имеют возможность узнать больше сведений об истории своей земли.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности