Неутомимый бурят
Далай-лама оценил заслуги нашего земляка.
В недавно опубликованном интервью журналисту Томасу Лэрду Далай-лама XIV дал оценку Агвану Доржиеву - одному из наиболее загадочных буддистов ХХ века, чьё имя до сих пор окутано тайной.
Учитель Далай-ламы
Агван Доржиев родился в 1853 году в урочище Хара-Шибирь Забайкальской области. До 18 лет он жил на родине, служил писарем в канцелярии степной думы. Но вскоре Агван решил всецело посвятить себя буддизму и отправится в далёкий Тибет. "Я преисполнился непоколебимой воли, и, никому не дав знать, как только мне исполнилось 19 лет, устремился в священную Страну снегов", - писал он в автобиографии, изданной в 1921 году. Добравшись до Гималаев, неутомимый бурят поступил в знаменитый Гоман-дацан при монастыре Брайбун. Учась в Тибете и Монголии, Доржиев путешествовал по Китаю и посетил горы Утайшань - одно из пяти священных мест буддизма. Здесь, в китайской провинции Шэньси, забайкальский монах постиг основы йоги и других тантрических практик.
В 35 лет Агван Доржиев был удостоен учёной степени лхарамба, а когда Далай-лама XIII отметил своё 13-летие, он "вошёл в число тех, кто обучал его полному учению цаннида и десять лет сопровождал его". Благодаря тесному общению с юным Далай-ламой Доржиев вскоре стал одним из его самых доверенных советников. "Очевидно, - говорит в своём интервью нынешний глава буддистов, - Далай-лама XIII испытывал острое желание установить отношения с Россией… Потом ещё был Доржиев. Для англичан он был шпионом, но в действительности это был отличный учёный и искренне верующий буддийский монах…".
Дело в том, что в тот же период Тибетом заинтересовалась Британская империя, уже сделавшая своими колониями гималайские королевства Бутан, Непал и Сикким. Тибет, не обладая собственной армией, решил искать помощь на стороне, обратясь, прежде всего, к России. По замечанию Далай-ламы XIV, его предшественнику импонировала миролюбивая политика нашей страны по отношению к бурятам, о которой ему рассказывал всё тот же Доржиев. Ещё одним аргументом Агвана стало то, что, согласно буддийской мифологии, российские самодержцы являются земным воплощением одного из высших буддийских божеств - милосердной Цаган Дара-Эхе.
Став министром тибетского правительства, Агван Доржиев в период с 1898 по 1904 годы совершает множество дипломатических поездок в Китай, Монголию, Индию, Францию и, конечно же, в Россию, где уроженец Забайкалья неоднократно встречается с императором Николаем II в надежде добиться помощи тибетскому народу. Но, как констатирует современный Далай-лама, "русские не проявили никакого интереса к союзу с Тибетом и отвергли предложения Доржиева", голову которого англичане к этому времени уже оценили в 10 тысяч рупий. Такая астрономическая сумма была обещана за поимку безудержного лхарамба.
Ретивость нашего земляка заставила британского вице-консула Керзона направить войска в Тибет, и уже 2 августа 1904 года англичане вошли в Лхасу, где не нашли никаких доказательств вмешательства России в тибетские дела. "Да, Агван Доржиев был одной из самых загадочных фигур в тибетской истории ХХ века", - признаёт Далай-лама XIV в книге "Беседы с Далай-ламой. История Тибета".
Представитель Далай-ламы
Спасаясь от британцев, Далай-лама в сопровождении нескольких соратников, включая Доржиева, бежал в Монголию, где при посредничестве последнего встретился с официальными представителями России. На сей раз "Тринадцатый" "ищет у России защиты от опасностей, которые будут угрожать моей жизни, если я вернусь в Лхасу". Однако и эта просьба не возымела действия, поскольку Лондон и Петербург решили восстановить status quo, закрепив "Страну снегов" за маньчжурским Китаем. Три года, вплоть до 1907-го, глава школы Гелуг прожил в монгольской Урге, деля своё изгнание с верным Агваном.
Наконец, в сентябре 1908 года в Пекине состоялась встреча тибетского лидера с китайской императрицей Цыси. "Когда во дворце под названием "Хайдай" Далай-лама посетил мать императора, я был в числе четырёх хамбо, получивших аудиенцию вместе с ним". Преклонив колено перед величественной Цыси, Далай-лама добился возвращения на родину, ставшую вассалом Китая. В свою очередь забайкалец Доржиев, назначенный российским представителем Далай-ламы, направился в Петербург, где в 1909 году организовал строительство первого в Европе буддийского монастыря.
По мнению современного историка Александра Алексеева, идея создать в российской столице буддийский храм появилась у Агвана Доржиева ещё в первые годы ХХ века. Однако ей решительно противостояло православное духовенство, именуемое в доржиевских "Заметках" "длинноволосыми чудаками". Лишь 23 февраля 1909 года на аудиенции с императором Николаем II буддийский монах, при поддержке премьера Петра Столыпина, добился разрешения на строительство дацана в "северной Пальмире". В это же время при его содействии возводятся многочисленные монастыри в Калмыкии, Прибайкалье и Забайкалье. И вновь активность бурята чуть не привела его к гибели. На сей раз убить Доржиева вознамерились русские националисты: "Эти жестокие и злобные люди постоянно присылали мне письма со словами: "Если ты не уберёшься, то неминуемо будешь убит!". "Чёрные метки" порой сопровождались заговоренными амулетами…
При этом в Петербурге у Агвана Доржиева появляются и друзья, среди которых не только лидеры бурятского и калмыцкого землячеств, но и видные востоковеды - Фёдор Щербатской, Пётр Семёнов (Тян-Шанский), Николай Рерих. Продолжая вести тайную переписку с Далай-ламой, Доржиев избирает иной путь для сближения двух государств: лхарамба обращает в буддизм десятки петербуржцев и создаёт русскую буддологическую школу. Как следствие, осенью 1915 года на открытии петербургского дацана число верующих европейцев существенно превышает количество бурят и калмыков. Но и этот план терпит неудачу, поскольку "восстали большевики во главе с Лениным… Началась большая смута".
"Трудно упрочить государство с пошатнувшейся властью", - такой вывод делает "магистр философских диспутов" из революционных перипетий, вступая в очередной виток своей головокружительной жизни. Ещё 20 лет "товарищ Доржиев" тщетно пытался примерить буддизм с советской властью и укрепить позиции этой религии - к примеру, в 1929 году им была освящена 17-метровая ступа Брайбун Шодон Агинского дацана. Но старания монаха в конечном итоге привели его в застенки НКВД. 13 ноября 1937 года представитель Далай-ламы был арестован и заключён в тюрьму в Улан-Удэ, где скончался 29 января 1938 года.
P.S. "Я считаю Агвана Доржиева своим духовным дедушкой, - заявил в июне 2004 года знаменитый буддолог Роберт Турман. - А, соответственно, моя дочь, Ума Турман, правнучка бурятского буддиста. Так что дело его живёт!".
3I/ATLAS: загадочная древняя комета или артефакт инопланетян?
Защитную насыпь сделают около СНТ «Островок» за 7 млн рублей
Строительство визит-центра в Ивано-Арахлейском парке завершено
Депутаты: «Спасибо ЗабТВ», глава Минздрава края: «ЗабТВ - желтая пресса»
Прогноз погоды на 7 декабря 2025 года